Приложение МААМ

НОД в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница — зима»

Светлана Шуман
НОД в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница — зима»
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Публикация «НОД в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения „Волшебница — зима“» размещена в разделах

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения.

Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира)

«Волшебница - зима».

Программное содержание: обобщить представление детей о зиме; учить устанавливать связи и закономерности в природе; закреплять представления о жизни животных в лесу, о зимующих птицах, их приспособленности к зимнему периоду; воспитывать заботливое отношение; побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации. Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Воспитатель: Читает стихотворение А. С. Пушкина

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

Ребята, вы любите зиму. (Да, любим)

Что зимой хорошо? (Можно кататься на коньках, санках, лепить снеговика, красивая природа, Новый год)

А что зимой плохо? (Очень холодно, морозно, дни короткие)

Давайте, слепим снеговика! А в какую погоду можно лепить из снега? (В теплую погоду, в оттепель).

Физминутка «Снеговик»

Раз – рука, два рука

Лепим мы снеговика

Три – четыре, три – четыре

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо.

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим. Вытягивают вперед одну руку, потом другую.

Имитируют лепку снежков.

Поглаживают ладонями шею.

Кулачки растирают крылья носа.

Приставляют ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб.

Поглаживают колени ладошками.

Посмотрите, какой снеговик у нас получился! (Снеговик оживает, в роли снеговика взрослый).

Здравствуй снеговик! Ой, а почему ты такой невеселый?

Снеговик: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я невкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно.

Воспитатель: Ребята, почему, ворона так сказала?

(Снег – это замёрзшая вода, а вода не имеет вкуса).

Почему идет снег? (Из водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом и образуют снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч).

Что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок).

Какие снежинки? (Легкие, воздушные, ажурные, прозрачные, резные, красивые, белые)

Почему зимой в мороз снег скрипит под ногами? (Лучики ломаются у снежинок).

Почему в сильный ветер снег колючий?

Снеговик: Я слеплен из снега, значит я такой же красивый как эти снежинки!

Игра «Снежинки»

Раздает ребятам снежинки.

Воспитатель: Положите на ладошку, что может произойти со снежинкой? Чтобы она не растаяла, скажите зимние приметы!

Дети называют зимние приметы (Короткий день, солнце светит, но не греет, снегопад, узоры на окне, низкое небо, много снега)

Снеговик: Ребята, у меня ведерки, в одном лежит рыхлый снег, в другом – утрамбованный. Где снег быстрее растает?

Воспитатель: Ответ на этот вопрос нам подскажет ученый совет! (Решение ученого совета. Прикрепляют соответствующие полоски на ведерки.)

Снеговик: Ребята, а вы хотите побывать в зимнем лесу и встретиться с самой зимой? Есть у меня волшебная кисточка. Сейчас я буду рисовать портрет зимы, а вы мне будете помогать!

Какой характер у зимы? (Тихий, нежный, шаловливый, изменчивый, капризный, злой, ворчливый….)

Какой цвет у зимы? Чтение стихотворения «Зимние краски»

Какой запах у зимы? (Морозной свежести, запах мандаринов, хвои)

Звуки какие? (Танец снежинок, вьюга, танец льдинок - музыкальные загадки)

Посмотрите, что у меня получилось! Теперь надо сказать волшебные слова!

Раз, два, три, кисточка, портрет оживи!

Входит зима.

Снеговик: Вот мы и в зимнем лесу, вот и сама зима. Здравствуй, зимушка – зима!

Зима : Приветствую вас, друзья! Вам нравится зимний лес? Я постаралась и украсила его на славу! Как вы думаете, почему зимой на деревьях нет листьев? Правильно, деревья зимой спят, отдыхают после лета!

Тишина! Кажется, никто в лесу не живет. Если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто – то оставил.

Игра «Следы». Дети получают картинку со следом животного и по этим следам идут. Где заканчивается след, там игрушка зверька. Рассказы детей «Кто как зиму проводит». (О белке, зайце, медведе).

Ребята, а давайте попробуем побегать и попрыгать так же как зайцы, и запутать след, чтоб никто нас не нашел.

Игра «Охотники и зайцы»

Делятся по парам: один – заяц, другой охотник. Заяц прыгает по определенной траектории и убегает. Охотник пытается повторить траекторию.

Зима : А чьи еще следы можно увидеть на снегу? А медвежьи следы? Почему? (Медведь зимой спит).

Снеговик: А эти следы не похожи на звериные? Чьи это следы? (Птичьи.)

Зима : Трудно живется птицам зимой. В суровые морозы из десяти птиц за зиму выживает только одна. Жалко?

Снеговик: Ребята, а как же помочь пернатым? Правильно, сделать кормушки! Какие вы молодцы! Расскажите, как вы мастерили! (Дети рассказывают с кем изготовили кормушки, из чего их сделали).

Мы развесим кормушки, насыплем разный корм и будем наблюдать, какие птицы будут прилетать. Так мы узнаем их любимые лакомства.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Зима : Вот вам Волшебные бубенцы, с ними весело в дороге!

Снеговик: До свидания, зимушка – зима!

Физминутка. (перешагивают через сугробы, катятся на лыжах, на коньках, на санках)

Вот и детский сад! Посмотрим, что же в ведерках, где быстрее растаял снег (В ведерке, где был рыхлый снег).

Молодцы! Вы верите в чудеса? Сейчас я превращу талую воду обратно в снег! (Сладкое угощение – круглые конфеты в кокосовой стружке).

Публикации по теме:

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница — зима»
Опубликовано: 17 марта 2013 в 19:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница — зима»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шуман (УИ 85459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД