Светлана Попова
«Жил-был Самовар». Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре в старшей группе
Цель: -приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий
кругозор;
знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления
самовара.
-Дети, сегодня у нас с вами будет интересная беседа.
О чём, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
-Как вы думаете, что это?
-Правильно, это самовар.
Публикация «„Жил-был Самовар“, Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
(Дети вместе с воспитателем рассматривают самовар и его устройство)
-Самовар- это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды.
Где и когда появились первые самовары? Кто его изобрел, неизвестно. Известно, что отправляясь на Урал в 1701г, тульский кузнец промышленник Демидов И. захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно уже тогда в городе Тула изготавливались самовары.
Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.
Для растопки самовара использовали щепки, шишки и т. д.
Самовары в России получили широкое распространение. Они были самыми
разными по форме (круглые, цилиндрические, конусообразные, квадратные). В качестве материала при изготовлении самовара использовали
серебро, медь, железо.
Самовары искусно украшали. Ручки, ножки, кран самовара могли быть
выполнены в виде различных животных.
Много пословиц существует про самовар и чаепитие, послушайте:
1. Самовар кипит - уходить не велит.
2. Ни курицы, ни кошки, а самоварчик на окошке.
3. Разошёлся, как холодный самовар.
4. Расшумелся, как самовар,- кипит, шипит, да только не уходит.
5. Со своим самоваром в гости не ходят.
6. С лёгким паром, с горячим самоваром.
7. Баня без веника - что самовар без трубы.
Физминутка
Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож чайник (руки на поясе, надувают щеки)
Очень важный, как начальник. (поднимают плечи, «пыхтят».)
Вот фарфоровые чашки, (приседают, руки на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя круг руками.)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (сделать общий круг.)
Сейчас хочу вам предложить поиграть в игру «Самовар»
Дети встают полукругом, перед ними стоит спиной ведущий-самовар, которого выбрали считалочкой.
Когда пропели песенку для самовара, один ребёнок из всех называет то, с чем можно пить чай. И лучше бы голос изменить.
Самовар должен угадать, кто сказал, с чем пьём чай.
Самовар-самовар
у тебя внутри пожар,
А ещё внутри вода,
Чаю хочется попить!
-С чем?
С мёдом, с вареньем, с баранками!
(И со всем, на что хватит фантазии у детей.)
Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных- это чаепитие. В старинной русской избе под шумок
Самовара вёлся согревающий душу разговор.
Чай- прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт настроение.
Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: душицу, чабрец, ромашку, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, смородины и других трав.
Наши предки в отличие от нас пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живё м:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
- А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров.
Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор.
Он будет единственным и неповторимым. Может и наши самовары прославятся на весь мир.
(Дети украшают свои самовары, а потом делают выставку и рассматривают работы)