Татьяна Хадыка
Конспект НОД «Вода вокруг нас!» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие экологического направления предназначено для детей старшей - подготовительной группы.
***
Цель: «Показать значимость воды для всего живого на планете».
Задачи: - Дать элементарное представление о круговороте воды в природе;
- Способствовать пониманию того, что вода – это основа жизни всего живого;
- Подвести к пониманию необходимости беречь воду;
- Воспитывать стремление беречь окружающую природу;
- Развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарь.
Материалы и оборудование: - Элементарная схема круговорота воды в природе,
Публикация «Конспект НОД „Вода вокруг нас!“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- картинки с изображением засухи и периода дождей в африканской саване,
-географическая карта,
- шапочки-капельки для игры,
- 1 широкая и 3-4 узкие атласные ленты,
-2 тарелки с опилками, зерна фасоли, стакан воды,
- Кусочек льда, стакан кипятка, блюдце для опыта.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Мотивация. Беседа.
- Посмотрите на карту. Какого цвета больше всего на карте?
- Что это? (Океаны, реки, моря, озера).
- Верно. Голубым цветом на карте обозначена вода.
(Воспитатель читает стихотворение и проводит беседу по содержанию).
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
- Ребята, скажите, а кому нужна вода? ( рассуждения детей: вода нужна растениям, животным, человеку). Для чего всем нам нужна вода? (Пить, купаться, готовить еду)
- Можно ли обойтись без воды? Верно, нельзя. Посмотрите на картинки. Это засуха в жарких районах Африки. Реки пересохли, земля потрескалась, животные страдают от жажды. А вот на второй картинке – период дождей. Реки переполнены, животные идут на водопой, причем рядом с антилопами воду пьют львы. Не зря говорят, что вода – это основа жизни.
- Хотите узнать, откуда берется вода? Как рождается река?
2. Игра-конструирование.
- Как вы уже видели на карте, на земле очень много рек, больших и маленьких. И все они куда-то текут. Маленькие реки и ручейки текут и, найдя большую реку, впадают в нее. Давайте при помощи маленьких и большой лент покажем, как образуется большая река из маленьких ручейков (дети «строят» реку при помощи атласных лент).
3. Круговорот воды в природе.
- Итак, вода находится в реке. А как она туда попала? (предположения детей)
- Верно! Идет дождь, тает снег в горах и вода стекает в реку. Но потом, пригрело солнце и капельки воды стали испаряться, высыхать, превращаться в пар. А пар снова поднимается в небо, образуя тучи и облака. (Рассказ сопровождается показом по схеме «Круговорот воды в природе»)
4. Опыт №1
- Посмотрите, как это происходит. (воспитатель наливает в стакан кипяток из чайника. Дети видят пар над стаканом. Далее над паром нужно подержать блюдце. На нем скапливаются капельки воды, которые снова падают вниз)
5. Игра «Круговорот воды в природе». (Дети надевают шапочки-капельки и выполняют действия согласно рассказу воспитателя.)
- Жили маленькие капельки на большой тучке и горя не знали. Но постепенно они росли, становились все крупнее и крупнее. И однажды не удержались они на тучке и упали вниз. Попали наши капельки в гости к большой реке. Много места там, есть, где разгуляться. Понравилось капелькам в гостях у реки. Да и новых подружек они себе там нашли. Таких же капелек. Ох и весело было капелькам, играли, резвились они. Но только постепенно заскучали наши капельки по дому родному. И решили вернуться. А тут и солнышко пригрело. Стали капельки легкие - легкие и улетели назад на свою тучку. А уж если им дома опять скучно станет, так они спрыгнут с облака вниз. А уж ка назад вернуться, они теперь знают.
6. Три состояния воды в природе.
- Итак, вода – это жидкость. Вот как ее можно перелить из одной емкости в другую. (демонстрация воспитателя). Вода - это пар. Мы видели с вами пар, когда кипел чайник.
- А еще вода бывает в твердом состоянии. Кто догадается, что это значит?
- Верно, это лед. А чтобы убедиться, что лед – это тоже вода, мы сожмем кусочек льда в руке и посмотрим, что из этого получится (демонстрация воспитателя).
ВЫВОД: Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, в твердом, в газообразном.
7. Опыт №2 – Как отсутствие воды влияет на живое.
- Вот так и живут капельки воды. А самое главное, они выполняют серьезную работу.
- Как вы думаете, можно ли обойтись без воды? Почему?
- Хотите проверить? Тогда давайте проведем научный эксперимент.
(На одну тарелку на опилки кладут фасоль и оставляют так, на другую тарелку с опилками кладут фасоль и обильно поливают ее водой. Оставляют на несколько дней. Далее проводят наблюдения и делают вывод: Вода – основа жизни)
8. Итог.
- Вода играет огромную роль в жизни всего живого. Она побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Без воды погибнет все живое, поэтому воду нужно беречь и охранять.
- А что значит беречь и охранять воду? (рассуждения детей).
- А в заключении нашего занятия дети прочтут стихи о воде.
1-й ребенок:
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
2-й ребенок:
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
3-й ребенок:
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
4-й ребенок:
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
***
Спасибо всем за внимание. Может быть, кому-нибудь пригодится!