Надежда Алтынбаева
НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);
Обучающие задачи:
Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа, слоговую структуру слова;
Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Публикация «НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
Развивающие задачи:
Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
Продолжать развивать мышление, память, внимание;
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей, желание помочь, пожалеть.
Оборудование: мультимедийное оборудование, силуэтные картинки с изображением зимующих птиц, сюжетные картинки с изображением времен года, методическое оборудование «Дерево знаний», наборы разрезных карточек в конверте к игре «Целое – части», оранжевые птички по количеству детей, мнемосхема, мяч, тарелки, различный корм для птиц, аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание альбома «Птицы нашего края», беседы о зимующих и перелетных птицах, лепка на тему: «Пичушки на нашей кормушке», дидактические и подвижные игры.
Работа с родителями: подбор картинок, стихов о птицах.
Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.
(Звучит аудиозапись пения птиц)
Воспитатель: - Скажите, чьи голоса вы услышали?
Дети: -Голоса птиц.
Воспитатель: - А каких птиц вы знаете?
Дети: -Зимующие и перелетные
Воспитатель: -Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?
Дети: -Синица, воробей, сорока, ворона, голубь
Воспитатель: -Чем питаются зимующие птицы?
Дети: -Ягоды, крошки, семечки, несоленое сало.
Дидактическая игра «Какая птица улетела?»
Воспитатель: -Ребята, посадите своих птиц на наше дерево. Каких птичек вы видите на дереве? Птички хотят с вами поиграть в прятки.
Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель:- Кого не стало?
Дети:- Синички.
Воспитатель:- Где сидела синичка?
Дети:- На ветке.
(Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья)
Воспитатель: -Кого теперь не стало?
Дети: - Воробья.
(Воспитатель убирает плоскостное изображение вороны)
Воспитатель: -Кого не стало?
Дети:- Вороны
Воспитатель: -Кого не стало?
(Воспитатель убирает плоскостное изображение голубя)
Дети: Голубя
Воспитатель: - Молодцы, ребята.
Дидактическая игра «Целое - части» (работа в парах)
Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?
Воспитатель: -Предлагаю разделиться на пары. Выберите конверт. Соберите картинку, а потом назовите части тела (голова, крылья, туловище, клюв, хвост, лапки, глаза) и название птицы. Договоритесь, кто будет отвечать.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: - Молодцы, дети. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, вы отвечайте мне ласково:
голова – головушка; синица – синичка; крыло – крылышко; воробей – воробышек, клюв – клювик; хвост – хвостик; лапы - лапки
Воспитатель: -Отгадайте загадку:
Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит (Дятел)
Воспитатель: -Правильно. Приглашаю поиграть с пальчиками.
Игра «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони) :
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,–
Все равно он будет мой.
Чистоговорка
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)
Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)
(Все дети произносят спокойно, произносят только мальчики протяжно-медленно, произносят только девочки быстро)
Воспитатель: -
- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
(На экране появляется иллюстрация дятла)
Рассказ воспитателя:
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва - Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему дятла называют лесным доктором?
Дети: - Помогают уничтожать насекомых.
Воспитатель: - Правильно, питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые -вредители и лес будет жить.
- Дети, а как можно помочь зимой птичкам?
Дети: - Нужно птиц кормить.
Дидактическая игра «Кто что любит»
Воспитатель: -Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы (на столе разложен разный корм для птиц, дети кладут корм и поясняют какая птица что любит)
Дети: -Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.
Пшено и просо предпочитает воробей.
Ягоды рябины – снегири.
Хлебные крошки едят синицы, воробьи.
Сырое (несоленое) сало - синицы, дятлы.
Сырое мясо - синицы, вороны, дятлы, сороки.
Воспитатель: - А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее?
Дети: - Можно поставить кормушки.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
Воспитатель: - Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я назову одну птицу, а вы называете, много птиц.
Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)
Ход игры: Воспитатель называет птиц в единственном числе, а ребенок, мячом, отвечает во множественном числе:
воробей – воробьи; синица – синицы; голубь – голуби; ласточка –ласточки;
щегол- щеглы; снегирь, снегири; дятел- дятлы; ворона – вороны;
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири-
(Опущенными руками
Показывают грудку руками
Хлопают себя по бокам)
Распустили пёрышки
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят
Улетели! Улетели!
(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме :
-Кто это?
-Величина
-Строение.
-Чем покрыто?
-Какие звуки издает?
-Чем питается?
-Как передвигается?
-Где встречается?
-Перелетные или зимующие?
Рефлексия.
Воспитатель: - О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?
Воспитатель: - Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее). Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. (Воспитатель раздаёт детям силуэты оранжевых птичек).