МААМ-картинки

НОД «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Zamira bakowa
НОД «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи

Познание:

•развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.

Речевое развитие:

•расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

Публикация «НОД „Знакомство с бытом и традициями на Руси“» размещена в разделах

воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; приобщать к культуре своего народа.

Звучит русская народная мелодия. Входят дети.

Ход занятия

(Хозяйка избы встречает детей у входа. Дети под русскую народную песню заходят

в группу).

Воспитатель: Здраве буде, добры молодцы да красны девицы!

- А вы знаете, что значит слово «здраве буде»?

Воспитатель: Так ребята раньше приветствовали друг друга.

«Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Давайте, ребята, поздороваемся с гостями: «Здраве буде», так здоровались раньше на Руси.

Воспитатель: из каких краёв будете, как страна называется в которой вы живёте?

Дети: Россия

Воспитатель: Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история.

Как называлось наше государство раньше?

Дети: Русь

Воспитатель: хотите, узнать, как жили люди в древней Руси?

Предлагаю вам отправиться путешествие в прошлое

Воспитатель: Слава нашей стороне,

Слава русской старине.

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!

Располагайтесь на лавках, да слушайте внимательно. «Сядем рядком, да поговорим ладком». Я вам не только расскажу, но и покажу (Дети садятся на скамейки)

Слайд №2

Воспитатель: ребята, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Ребё нок:

Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой.

Слайд №3

Воспитатель: Лучшая комната в избе как называлась горницей.

Обычно в этой комнате накрывался большой стол, за которым собиралась вся семья.

Каждый гость, войдя в дом должен наклониться с поклоном и пожелать добра хозяевам: «Мир дому вашему» - говорил гость.

«С миром принимаем» - отвечали хозяева.

Слайд №4

Воспитатель: А что было главным в избе?

В деревенской избе самая главная – это печь. Войдя в избу на неё, сразу обратишь внимание, она занимала почти пол-избы. «Без печи хата – не хата.»

Как Вы думаете, зачем нашим предкам нужна была печь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом,

на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку и даже мылись.

Слайд №5

На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Место, где люди спали на печи, называлось полати. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».

Послушайте стихотворение о печке:

Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Слайд №6

Воспитатель: Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Слайд №7

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Слайд №8

В бабьем куте стояла лавка с посудой, надблюдники (полка для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок, ручные жернова.

Воспитатель: Где находился в избе «бабий кут»? (Ответы детей)

Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Воспитатель: Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.

- Щи да каша – пища наша.

- Хороша кашка, да мала чашка.

Пальчиковая гимнастика Капуста

Мы капусту рубим, рубим Мы морковку трем, трем Мы капусту солим, солим Мы капусту жмем, жмем. (Ладошки движутся параллельно друг другу) (Кулачки трут друг друга) ("солим" щепоткой) (Пальчики сжимаем и разжимаем).

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

Загадки

Слайд №9

Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как и чем можно было достать из печи чугунок?

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

Воспитатель: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, хранили крупу, муку.

В горшках не кисло молоко, не заводились жучки.

Сама не ем, А людей кормлю. (Ложка)

Воспитатель: На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

Слайд №10

Воспитатель: Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Играл на разных народные инструментах, песни пел, и любил водить хороводные и подвижные игры играть. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

Физминутка: русская народная игра «Гори, гори ясно»

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо.

Птички летят.

Колокольчики звенят.

Слайд №11

Воспитатель: Следующие предметы – помощники…

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Слайд №12

Воспитатель: Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут.

Мужской угол находился справа от входа. Его можно было узнать по широкой лавке, которая с обеих сторон ограждалась досками. Они имели форму конской головы, отсюда пошло название "коник". Под лавками хранились инструменты, которые мужчины использовали при ремонте и иных сугубо мужских работах. В своем углу мужчины занимались починкой обуви и утвари, мастерили корзины и прочие изделия из лозы. На лавку в мужском углу разрешалось садиться гостям, которые заглянули ненадолго. Здесь же мужчины отдыхали и спали.

Слайд №13

Воспитатель: Почетное место в избе занимал «красный угол». Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми.

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в горницу, гость прежде всего крестился перед иконами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».

Слайд №14

Воспитатель: Здесь стояли столы они были длинные, потому семья большая.

У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Самый главный в семье был самый старший мужчина - дедушка.

Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!».

Поэтому на Руси правило было - «почитание старости».

Правила. Которые придумали наши предки, и которые, мы и сегодня соблюдаем, называются традициями.

Слайд №15

В старину, бывало, собиралась семья вечерами садились возле печи, беседовали,

сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто.

Воспитатель: А ещё в старину был обычай (традиция) переезжать в новые дома в определенный день. 14 сентября, в Семёнов день, праздновали новоселья.

Слайд №16

Сценка (показ обычая)

Выходит мальчик, зазывает гостей: «Гости дорогие! Милости просим, заходите в избу!»

На пороге появляется девочка с кошкой: «Вот тебе хозяин мохнатый зверь на богатый двор!» - усаживает кошку под стол: «Иди, найди себе тёплое место».

девочка метёт веником, читает стих про домового:

Домового приглашаем

Нашей кашей угощаем

Чтобы дом наш охранял

Наше счастье умножал

Вот тебе дедушка соседушка

Пристанище из нашего старого дома.

Ставит веник возле печки (экран с изображением).

Слайд №17

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова?

Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват…

Ребята называют по очереди старинные слова (печь, бабий кут, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, прялка, мужской кут, сундук, ларь, красный угол, горница, божница, рушник, лавка).

Слайд №18

Воспитатель: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Вот и я для вас пирог испекла, пышный да румяный.

Воспитатель (выносит угощение) благодарит детей за занятие и приглашает всех на чаепитие.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Прикреплённые файлы:

zhizn-nashih-predkov_tat5n.pptx | 23890,53 Кб
 
Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группеПроект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе Моя Родина - Дагестан! Далеко-далеко, у подножья небес Стоит Дагестан - вершина чудес Земля, породившая мудрость веков Родина наших великих.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 19:49
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД