Лучший педагог года

Нормативный проект «Радуга поведения»

Екатерина Харитонова
Нормативный проект «Радуга поведения»

Слайд [1] Рассмотрим пример организации нормативной проектной деятельности в подготовительной группе.

Тема нормативного проекта – «Радуга поведения».

Цель проекта : Данный проект дает ребенку возможность разобраться со своим переживанием, эмоциональным напряжением и прийти к конструктивному решению конфликтных ситуаций.

Продолжительность: краткосрочный (2 дня на каждое правило)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели.

Публикация «Нормативный проект „Радуга поведения“» размещена в разделах

Слайд [2] Ожидаемый результат:

Дети овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;

проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;

возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других

Работая в детском саду и наблюдая за детьми во время игр, на занятиях, их общением друг с другом, мы часто замечаем проявление отрицательных эмоций в ходе различных конфликтов, т. к. происходит столкновение интересов детей. Например, во время общения Паша рассказывает, что он узнал интересного во время выходного дня. Влад, перебивая, вступает в разговор, переключая внимание на себя. Паша, поняв, что его не слушают, начинает громко кричать, а потом драться.

Такая ситуация является наглядным примером того, что дети не умеют слышать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, адекватно выражать свои эмоции. Многие конфликтные ситуации можно избежать, если в группе будет существовать определённая база правил, которая распространялась бы на все виды деятельности.

Приведем пример организации нормативной проектной деятельности по разработке общих для всех правил поведения в игре.

1 этап – выявление ситуации, обсуждение

Дети построили из строительного материала замок. Даша, не договорившись с участниками игры, начала переделывать постройку и отнимать строительные материалы. Илья стал объяснять, что так не поступают. Даша в отместку сломала всю постройку. Разгорелся конфликт.

Слайд [3] 2 этап – обсуждение сложившейся ситуации

Детям было предложено обсудить данную ситуацию и ее последствия, а затем изобразить, что произойдет, если все будут ссориться и драться.

Слайд [4] 3 этап – изображение последствий нежелательного поведения

Затем дети стали рисовать свои сюжеты, выражая в рисунках свои эмоции. При этом в основном изображались отрицательные эмоции: гнев, страх, злость, в комментариях к рисункам содержались обидные слова, а виновники ситуаций были изображены обиженными и печальными, иногда со слезами.

Слайд [5.6.7] Некоторые дети придумывали фантастические сюжеты. Так, Рома изобразил крабов и пояснил: «Если мы будем драться, то придут крабы и сломают все игрушки, устроят свое крабовое царство, где не будет место людям». Денис и Виола в своих рисунках изобразили пауков, объяснив: «В группе завелись пауки от того, что мы злимся и обижаем друг друга», «Пришел паук-отравитель, он заплел в свою паутину все вокруг и теперь игрушки, предметы и вещи отравлены».

Такие символические рисунки позволяют детям сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

Слайд [8] 4 этап – обсуждение рисунков

На следующем этапе, встав круг, дети высказывали свое мнение, рассказывали о своих рисунках. Таким образом, у них сложилось общее эмоциональное представление о данной ситуации и ее последствиях. Они поняли, что от того, что в группе часто происходят конфликты, всем становится грустно, все вокруг становится темным.

5 этап – поиск решения проблемы

Вместе с детьми мы стали думать, как всем играть без конфликтов.

Слайд [9] Дети предложили правила запрещающие: «Нельзя драться», «Нельзя ругаться», «Нельзя обзываться».

Мы стали думать, что же нам сделать, чтобы не было запрещающих правил в группе. И тогда Паша предложил, что надо нарисовать то, что можно делать в группе, а затем рассказать о своих правилах.

Слайд [10.11.] Были придуманы правила: «Если обидел, нужно извиниться», «Сказать «стоп» своим плохим поступкам», «Попроситься в игру и помочь друзьям в игре». В ходе обсуждений предложенных правил было выбрано одно общее правило: «Если хочешь играть, попроси разрешения у друга».

Слайд [12.13] 6 этап – графическое оформление правил

Данное правило было оформлено в рисунок, подписано и занесено в «книгу правил».

Изображая конфликтные ситуации, дети поняли, что так легче понять и оценить свое поведение, и в дальнейшем они смогут контролировать свои негативные эмоции, приводящие к ссорам.

Но на этом наша «книга правил» не закончилась. В последующие дни мы дополнили книгу новыми правилами.

Слайд [14] Так, одна конфликтная ситуация способствовала «рождению» еще двух правил. Двое детей рассматривали иллюстрации в детской энциклопедии и обсуждали их между собой. К ним подошел Влад и стал перебивать детей, высказывая свое мнение. Ребята попросили его не мешать им, но Влад настаивал на своем, что он им совершенно не мешает, а просто смотрит. В ходе ссоры дети стали кричать друг на друга. Вместе с детьми мы собрались и обсудили данную ситуацию. Ребята придумали правила: «Играть дружно, не кричать и не ругаться!»,

Слайд [15.16] «Если тебя не приняли в игру, не приставай! Придумай другую игру!».

7 этап – введение «знака» для обозначения правил

Для того чтобы в дальнейшем не возникали ссоры и конфликты во время игр, дети предложили придумать такой знак, который может помочь им: будет «сигнализировать» об их желаниях.

Слайд [17] Было предложено поставить во время игр условный сигнал – цветной флажок. Используя цветные флажки и «светофор эмоций», дети стали высказывать свои идеи: красный – нельзя подходить к играющим, нельзя мешать, нельзя приставать; желтый – подожди, когда тебя пригласят; зеленый – можно играть. В результате общих обсуждений мы получили:

Слайд [18] Желтый флажок – можно вступить в игру, но не менять правил;

Зеленый флажок – можно вступить в игру и предложить свои правила;

Красный флажок – нельзя входить в игру.

Таким образом, использование «знаков» позволяет снизить конфликтность в группе между детьми, что способствует улучшению психологического климата в группе и облегчить работу педагога.

Слайд [19] В ходе игр дети самостоятельно договариваются между собой и выбирают определенного цвета флажок, выставляют его, чтобы было видно.

Слайд [20.21] В ходе игр цвет флажка может меняться, в зависимости от того, хотят ли дети пригласить к себе в игру других детей. Такие действия с флажками для детей тоже своего рода игра, но именно в такой «игре» у них формируется социальная чуткость, направленность на «другого», умение учитывать его желание, устанавливать контакты.

Понятно, что нормативный проект не снимает все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому и существует «книга правил», к которой ребенок обращается самостоятельно или по подсказке педагога.

Прикреплённые файлы:

normativnyi-proekt_3h46b.ppt | 11807,5 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательский проект «Особенности поведения джунгарского хомяка. Домашние условия его содержания» ТЕМА: Особенности поведения джунгарского хомяка, домашние условия его содержания Работу выполнила :Безрукова Марьяна Научный.

Педагогический проект «Радуга открытий» Педагогический проект «РАДУГА ОТКРЫТИЙ» Автор проекта: Воспитатели: Траут А. Ю Участники проекта: Дети средней группы Родители дети.

Проект для детей средней группы Тема «Радуга лета» Проект для детей средней группы Тема : «Радуга лета» Паспорт проекта Тема:«Радуга лета» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Проблема физического и.

Проект Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с проблемами обучения и поведения. Проект Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с проблемами обучения и поведения. (Интеграция деятельности музыкального.

Проект «Обучение технике безопасного поведения» Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Проект «Откуда берется радуга» В нашем детском саду прошла исследовательская деятельность среди старших и подготовительных групп с использованием ТРИЗ технологий, где.

Проект «Правила поведения для малышей» Вид проекта: познавательный Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители Продолжительность:.

Проект «Радуга открытий» Проект Радуга открытий Вид: познавательно - исследовательский Участники: дети, педагоги, родители МАДОУ ДС ОВ «Радуга» Продолжительность:.

Проект «Разноцветная радуга» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Разноцветная радуга» для детей младшего дошкольного возраста Цель проекта: Закрепление знания детьми основных цветов радуги. Создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата.

Проект «Разноцветная радуга» для детей младшего дошкольного возраста (фотоотчёт)Проект «Разноцветная радуга» для детей младшего дошкольного возраста (фотоотчёт) Цель проекта: Создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нормативный проект «Радуга поведения»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 20:06
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД