Приложение МААМ

Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников

Ольга Андриянова
Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.

Античная поговорка

Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

Публикация «Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников» размещена в разделах

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Этот жанр в начале двадцатого века придумала поэтесса Аделаида Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Традиционный синквейн - форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке: в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести, в четвертой – из восьми, и в пятой – из двух. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

Ноябрьская ночь

Слушай.

робкий, тихий,

как призрака шаг, звук -

мёрзлый лист срывается прочь.

и вниз… (А. Крэпси)

Молчи.

Закрой глаза.

Мы будем слушать дождь

И к музыке придумывать

Слова. (А. Тимакова)

Дидактический синквейн.

Сравнительно недавно педагоги начали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

В этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно.

Вот какие синквейны получились у ребят.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Автор синквейна обладает глубоким знанием темы, имеет по ней собственное мнение и высказывает его по определённым правилам.

Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Я использую дидактический синквейн в работе с дошкольниками, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-определение», «предложение». Дидактический синквейн составляем в конце изучения лексической темы или на заключительном этапе работы над рассказом, когда у детей уже имеется достаточный запас знаний и словарный запас по данной теме.

Прежде чем перейти к непосредственному составлению синквейна, подбираем много слов: определений, действий, составляем предложения по теме, ищем слова-ассоциации. Такая подготовительная работа занимает немного времени, зато позволяет любому ребенку, даже самому слабому, составить свой синквейн, как из деталей конструктора.

Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги, подберем побольше слов, чтобы в дальнейшем составить свой синквейн, например, на тему ЛЮБОВЬ. Итак, любовь, какая она? Ведь это очень объемное, разноплановое понятие. Предлагайте свои варианты. первая ранняя несчастная неразделенная нежная страстная бескорыстная жестокая всепоглощающая

А что с нами делает любовь! Назовите слова-действия! … волнует / сводит с ума / толкает на подвиги / радует / разочаровывает / вдохновляет / заставляет трепетать и мечтать /

Мы знаем много афоризмов и крылатых фраз о любви, вспомните их или создайте свои. Любви все возрасты покорны / любовь – не картошка, не выкинешь в окошко / любовь зла… / гони ее хоть в дверь, она влетит в окно / в любви как на войне все средства хороши /

Наконец, подберите ассоциации к этому понятию! Чувство / счастье / семья / страдание /

А теперь попытаемся создать свой синквейн! Может, Вы попробуете!

Любовь.

Первая, нежная.

Волнует, вдохновляет, будоражит.

Сердце трепещет, и кровь кипит.

Чувство.

Любовь матери.

Всепоглощающая, безусловная.

Поддерживает, направляет, освещает путь.

Только мать примет тебя любого.

Забота.

Как видите, не так просто составить свой синквейн. Нужно сосредоточиться и подумать.

Послушайте детские синквейны на разные не менее волнительные темы! ВИДЕО

Мы работаем с синквейном по-разному.

Можно предложить всем детям одну тему на всех, например, МАМА, НОВЫЙ ГОД, ВЕСНА.

Можно предложить детям выбрать свою тему синквейна в рамках изучаемого материала, например, один из видов спорта, одно из животных, одна из профессий.

Можно предложить детям составить небольшой рассказ по готовому синквейну, используя слова и выражения из него. Вот пример рассказа по готовому синквейну:

Заяц.

Белый, пушистый.

Прячется, боится, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Особой любовью детей пользуется задание – восстановить деформированный синквейн, отгадать первую строчку, т. е. тему синквейна. Попробуйте и вы, уважаемые гости, выполнить такое задание.

1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2. мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – подвиг! (ветераны)

3. Весёлая, разноцветная. - Появляется, радует, играет. – Висит на небе после дождя – радость, красота. (радуга)

4. Быстрый, меткий. – ведет шайбу клюшкой, обходит противника, забивает гол. – В хоккей играют настоящие мужчины! – Азарт.

Кажущаяся простота этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для его воспитанников.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками :

Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

Кукла.

Красивая, любимая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

Машина.

Быстрая, мощная.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

Дождь.

Мокрый, холодный.

Капает, стучит, льется.

Я не люблю дождь.

Вода.

Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь (Конфуций). Поэтому применение технологии критического мышления, в которую входит метод дидактического синквейна, дает хороший результат, позволяя ребенку стать активным участником занятия.

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 21:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андриянова (УИ 738353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД