Новые формы воспитательной работы. Сценарий мероприятия для 3–4 классов «Философский стол»

Лариса Маркевич
Новые формы воспитательной работы. Сценарий мероприятия для 3–4 классов «Философский стол»

Новые формы воспитательной работы. «Философский стол».

«Философский стол» - одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера, требующая серьезной подготовки педагога и достаточного уровня интеллектуального развития учащихся. Главная цель проведения «Философского стола» в стимулировании стремления учащихся самостоятельно анализировать, размышлять и искать ответы на проблемные вопросы. Успех проведения зависит от того, насколько тщательно была его подготовка, в ходе которой важно предусмотреть следующие моменты: заранее четко определить тему для обсуждения; до проведения предложить учащимся программу «Философского стола» и рекомендации по подготовке к мероприятию.

Составляется программа «стола» в виде вопросов, афоризмов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре.

Атмосфере активного обсуждения проблемы способствует и оформление помещения, где проводится «Философский стол», размещение участников. Наиболее благоприятные условия для непринужденного разго-вора создаются, если участники расположились за круглым столом. Стены помещения могут быть оформлены портретами философов, плакатами с афоризмами по теме разговора.

Путешествие в Королевство волшебного зеркала

(«философский стол» с элементами тренинга)

Тема: Добро и зло.

Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через

представление детей о добре и зле как о качествах человека.

Задачи:

способствовать формированию представлений детей о добре и зле;

объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, дела;

развивать самооценку.

Оборудование: программа «Философского стола»; портреты философов, афоризмы; рисунок-карта; таблица этических правил дискуссии; свеча; карточки с перечислением качеств человека; словарь С. Ожегова; видеофильм «Притча о двух волках», мультимедийная презентация «Сказочный сундук»; рисунок солнышка; декоративные камешки; «практические советы».

Ход мероприятия:

I. Создание психологической атмосферы. «Хорошее настроение»

- Добрый день! Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече и должна сказать, что сегодня у нас особенный день. Нам предстоит интересная работа. Мы будем думать, рассуждать и делать открытия. А любую работу лучше начинать тогда, когда у вас хорошее настроение.

- Я прошу всех участников стать в круг. Поздоровайтесь друг с другом глазками. Поделитесь своим хорошим настроением с помощью рукопожатия. Пожелайте удачного дня жестом. Спасибо. Садитесь на свои места.

II. Мотивация к действию

- Где-то очень далеко есть сказочная страна. Называется она Королевством волшебного зеркала. Все зеркала в этой стране не простые, а волшебные. В них можно увидеть всё хорошее и плохое.

-Самый главный закон в этой стране такой:

ПОСТУПАЙ ВСЕГДА ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ БЫЛО СТЫДНО ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ!

- Каждый, кто попадает в чудесное королевство, может увидеть в зеркале свои достоинства и недостатки.

- Поднимите руку, кто бы хотел отправиться в Королевство волшебного зеркала?

- Кто из вас хотел бы заглянуть в волшебное зеркало?

- В Королевство ведут две дороги (рисунок – карта). Попробуем вместе выбрать ту дорогу, которая приведёт нас к цели.

III. Объявление темы

- Добро и зло - тема «философского стола».

- Уважаемые юные мудрецы, приглашаю вас за наш «круглый стол».

- Давайте зажжем свечу, ведь свеча — символ живой мысли.

IV. Организация работы

- Напоминаю правила «круглого стола»:

Выслушивай говорящего до конца.

Не перебивай!

Будь активен и внимателен.

V. Программа круглого стола

I. Как различить добро и зло?

– Древний философ Сократ утверждал:

Люди поступают дурно только потому,

что не знают, что считать добром, а что злом…

- Начнём с определения.

-Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово ЗЛО?

- С чем ассоциируется слово ДОБРО?

(Перед детьми карточки разного цвета с перечислением качеств)

- Выберите 2-3 ключевых слова и дайте определение:

Зло-это…

Добро- это…

(Методика «Дерево решений»)

Добро- это …

любовь к близким

мир

дружба

надежда

полезное дело

вежливость

улыбка и смех

ласка

доверие Зло-это …

предательство

ненависть

плохой поступок

война

жадность

зависть

ложь

грубость

жестокость

- Обратимся к словарю С. Ожегова:

Добро- всё положительное, хорошее, полезное…

Зло- нечто вредное, беда, несчастье, злоба…

- Какую же дорогу мы выберем?

(Выслушиваются мнения детей)

- Идти по этой дороге будет не просто. Ведь в каждом человеке есть две половинки – светлая и тёмная. Это как битва двух волков. Послушайте притчу о добре и зле.

II. Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

https://www.youtube.com/watch?v=FN6mCaVLg1Y

- Как вы понимаете слова старого индейца?

Как идти по дороге добра?

Добро и зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор.

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

- Для нашего путешествия мы выбрали дорогу добра. Как идти по этой дороге? 3) Какие правила добра мы должны знать?

Упражнение-тренинг «Злюка»

Жила-была девочка злюка. Сдвигала девочка брови, надувала губы, размахивала руками, топала ногами, была всегда всем недовольна.

(Действия показывает ученица).

- Ребята, вам понравилась девочка? Почему?

- Поможем девочке стать добрее?

- Давайте потопаем ногами, представим, что мы надуваем шарик и все обиды и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо. Представим, как шарик исчезает, а вместе с ним злоба и обиды.

- Посмотрите друг на друга. А теперь улыбнитесь.

- Какое же первое правило вы возьмём с собой?

НЕ ЗЛИСЬ! БОЛЬШЕ УЛЫБАЙСЯ!

4) Задание-рассуждение «Солнышко добра»

Во внутреннем мире доброта – это солнце.

В. Гюго

Игровое упражнение «Слово потерялось»

Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь (пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: (спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

- Ответьте, почему мужчина не рассердился на мальчика?

- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее и добрее?

- От чего зависит сила волшебных слов?

Обсуждение стихотворения З. Бядули «Петрусь»

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить.

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

- Извините, добрый вечер!

- Ты, – знакомый закричал, –

- И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?

- Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

- Так отчего же зависит сила волшебных слов?

(Ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

- Какие вежливые слова знаете вы?

С помощью волшебных слов засветить «Солнышко добра».

- Перед вами солнечные лучики. Напишите на лучике любое вежливое слово и подарите Солнышку.

- Какое второе правило мы берём в дорогу?

БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ТЕМ,

КТО РЯДОМ С ТОБОЙ.

5) Где мы можем увидеть добро и зло?

Игра-рассуждение «Сказочный сундук»

Добро всегда побеждает зло.

- Где вы слышали такое высказывание? Где добро всегда побеждает зло?

(В сказках)

- Доказать правильность данного высказывания помогут старые, добрые сказки.

- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим? А поможет нам в этом «Сказочный сундук».

-Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь и доказать, по какому поступку мы можем отнести сказочного героя к доброму или плохому.

Викторина:

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

5. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка).

6. Вы знаете эту девушку, она работала, скромно жила, не видела ясного солнышка, только грязь и золу. А звали красавицу. (Золушка)

- Так почему всех этих героев можно назвать добрыми?

(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

- Чем отличается от них, например Баба - Яга, Карабас - Барабас?

Вывод: добро и зло можно увидеть в делах и поступках.

- Ещё одно правило, которое мы должны знать.

ДЕЛАЙ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

6) Игра-тренинг «Мостик добрых дел»

- Наше путешествие продолжается. Мы подошли к широкой реке. Как продолжить путь? Как перейти реку?

(Переплыть на лодке, обойти, построить мост)

- Я предлагаю своими руками построить мост, но не простой, а мост из добрых дел. Согласны?

- Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

- Нарисуйте в своем воображении Дорогу добра и хорошего настроения. Ярко светит Солнышко добра, оно согревает ваши ладони, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Поместите всё добро в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. По обочинам дороги вы собираете камешки. Согрейте их своим теплом.

- На тёплом камешке нарисуйте какой-нибудь знак или символ добра.

- Построим наш Мостик добрых дел (дети укладывают камешки-символы и строят мост через реку)

- Молодцы, мы можем продолжить наш путь.

7) Обсуждение сказки

…Человек должен поступать так, чтобы на земле было

меньше зла…

М. Горький

- Наше путешествие в Королевство волшебного зеркала подходит к концу. Мы у ворот чудесной страны. Осталось совсем немного. Открыть эти ворота мы сможем, если узнаем ещё один секрет добра.

-Послушайте сказку.

Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило ото Зла, оно сказало:

- Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю.

Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Вопросы для обсуждения:

- Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?

- Как вы считаете, почему Добро так поступило?

- Согласны ли вы с утверждением:

Отвечай добром на зло и на земле будет меньше зла.

VI. Подведение итогов

- Мы достигли цели нашего путешествия. Мы в Королевстве волшебного зеркала.

- Как вы будете поступать, чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны?

(Дети рассказывают правила, которые составили в процессе работы)

«Практические советы»

- Уважаемые мудрецы, вам предлагаются высказывания, выберите из них наиболее значимые и дайте нам совет…

Чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны…

• Не злись

• Будь грубым

• Дари улыбки людям

• Думай только о себе

• Всегда приди другу на помощь

• Будь внимательным к родным и близким

• Никогда не говори вежливых слов

• Будь вежливым с окружающими

• Совершай добрые дела

• Не обижай слабых

• Береги природу

• Отвечай за свои поступки

• Никогда не обманывай

VII. Рефлексия «Волшебное зеркало»

- Готовы ли вы увидеть себя в волшебном зеркале?

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

- Давайте задуем нашу свечу, которая своим огнем поддерживала нашу мысль, помогала нам.

- А закончить я хочу ещё одним высказыванием о доброте

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Л. А. Маркевич, учитель начальных классов

СШ №1 г. Сморгони

https://drive.google.com/drive/folders/1JuPifWlwuYOZxD98GXrRDs_p4lTCoocA

Публикации по теме:

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Сценарий мероприятия для обучающихся 1–4 классов «Наши мамы лучше всех» Конспект мероприятия по теме: «Наши мамы лучше всех» Цель:Способствовать воспитанию уважительного отношения к матери, к женщине. Задачи:.

Консультация для воспитателей «Новые формы работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район «Новые формы.

Круглый стол для родителей «Нетрадиционные формы рисования»Круглый стол для родителей «Нетрадиционные формы рисования» Цель: раскрыть значение нетрадиционных форм рисования детей 3 – 4 лет для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить родителей.

Новые формы организации работы с родителями Цель: 1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию. 2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Сценарий мероприятия «Золотая осень» для учащихся 8–11 классов Сценарий мероприятия «Золотая осень» для учащихся 8 – 11 классов Дата проведения: 08.09.2017г. Время: 14.00-15.00 Место проведения: двор.

Программа воспитательной работы с учащимися 10–11 классов «Я — гуманная личность» Предлагаю Вашему вниманию программу воспитательной работы "Я - гуманная личность". муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «С чего начинается Родина?» Цель мероприятия: воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, растить.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов «Золотая осень» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской.

Сценарий внеурочного мероприятия в форме квест-игры для учащихся 5–9 классов «Через тернии к звездам» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нименьгская основная общеобразовательная школа» Сценарий внеурочного мероприятия.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Новые формы воспитательной работы. Сценарий мероприятия для 3–4 классов «Философский стол»
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 12:04
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...
Конспект музыкального занятия «Птицы улетают в теплые края» в средней группе
Конспект музыкального занятия « Птицы улетают в теплые края» Для детей средней группы Цель. Развитие песенного, танцевально-игрового творчества детей....
Картотека потешек для мытья рук, для детей дошкольного возраста
15 октября. Всемирный день мытья рук Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю картотеку потешек, чтобы умываться, малышам, было веселей и интересней!...