Татьяна Загайнова
Новые приключения Умки. Конспект занятия в средней группе по методу проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Как отправить Умку домой
Игровая мотивация: Помочь медвежонку добраться до Севера
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Развивать способности к поисковой деятельности :
- находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций;
- вызывать желание экспериментировать.
2. Продолжать знакомить с дикими животными Севера, их повадками, способностью приспосабливаться к среде обитания.
3. Активизировать речь с помощью игр и упражнений.
Публикация «Новые приключения Умки, Конспект занятия в средней группе по методу проектной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
4. Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации).
Методическое обеспечение : географическая карта; иллюстрации с изображением животных Севера; оборудование для опыта (емкости с водой, вазелин, салфетки бумажные); шапочки оленей; материал к упражнению «Оденься по-зимнему» (лист бумаги форматом А-4 с эскизами летней и зимней одежды по 3-4 вида на каждый); макет Севера с соответствующими животными; 2-3 фигурки животных жарких стран; а/у записи «Гул самолета», «Песенка о медведях».
Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
- Послушайте, ребята, что я вам расскажу: Приплыл по океану с Севера матрос,
- Малюточку - медведя в подарок мне привез. Сидит он и тоскует весь вечер на пролет
- И мамочку любимую очень-очень ждет.
- Видите, ребята, какой грустный медвежонок? Как вы думаете, почему? (заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу ит. д.)
2. Уточнение проблемы. Постановка задач.
- Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему? (поступил не правильно, нельзя отбирать детей от мамы, диких животных не дарят)
- Как мы можем помочь Умке? (отправить обратно домой)
- Какими путями можно отправить медвежонка к его маме? (по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу)
3. Поэтапное решение проблемы.
- Чтобы отправить медвежонка домой, надо знать его адрес. Кто скажет мне,
где живут белые медведи? Там холодно или жарко? Чтобы нам с вами не замерзнуть в гостях у медведей, предлагаю одеться потеплее. Для этого надо
выбрать ту одежду, которая пригодиться нам на Севере.
Игровое упражнение «Оденься по- зимнему»
Детям предлагается два вида одежды: зимняя и летняя. Они должны об-вести в кружок нужный вариант.
- Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
- Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом)
- Я предлагаю лететь на самолете. Он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места. Прошу всех занять свои посадочные места (все садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, звучит а/у запись «Гул самолета»)
- Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, я взяла с собой карту.
- Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему?
- Правильно. Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. три этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка.
- Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю.
Умка: - Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она?
- Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.
Дидактическая игра «Расскажи о животном» На столе разложены иллюстрации животных. Ребенок выбирает картинку и рассказывает о животном.
1. Северный олень - домашнее животное. У него густая и волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бегает и не устает. Люди используют оленей, как транспорт. Из шкур шьют теплые шубы. Жир используют, как крем для лица и рук.
2. Полярная сова. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год. Сова -хищник, питается мелкими грызунами. Сова тихо летает и хорошо видит в темноте.
3. Песец - полярная лиса. У песца длинный, густой, красивый мех. Песец -хищник, питается мелкими северными грызунами (леммингами).
4. Морж - огромное животное. На суше морж неуклюжий, а в воде хорошо плавает и ныряет. У моржа есть клыки (бивни, которыми он разрывает дно в поисках моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на льдинах и греться на солнышке.
5. Тюлени проводят больше времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает моржам и тюленям справляться с северными морозами. Питается тюлень рыбой. Главный враг тюленя - белый медведь.
6. Альбатрос - огромная морская птица. Он плохо ходит по земле, зато легко и долго летает над океаном. Питается альбатрос рыбой, кальмарами.
Умка: - Спасибо, ребята, за интересные рассказы, но моей мамы среди них нет!
- Не отчаивайся, Умка! Идем искать твою маму дальше. А чтобы не было так
грустно, давайте поиграем и отдохнем.
Физкультминутка
Продолжаем наше путешествие.
- Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза)
- А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, проделаем опыт.
*** В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А теперь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот почему животные, когда выходят из воды, встряхиваются. ***
Умка: - Ребята, мне очень с вами интересно, но где моя мама?
- И, правда, ребята, что-то мы совсем забыли про нашего медвежонка. давайте пойдем дальше искать медведицу.
Дидактическая игра «Кто здесь лишний»
На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний.
- Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)
- Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь - житель Севера)
Умка: - Вот она моя мама! (выходит «медведица» — взрослый)
Медведица: - Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. А в награду я приготовила вам «снежки» (зефир) и оленьи упряжки (маски, чтобы вы смогли добраться до детского сада.
- Спасибо за подарки. Мы очень рады, что помогли нашему маленькому другу. А теперь пора прощаться - в садик надо возвращаться! До свиданья!
Под запись «Саночки» дети покидают группу.