Приложение МААМ

Новые возможности использования современных образовательных технологий в работе со сказкой

Оксана Перфилова
Новые возможности использования современных образовательных технологий в работе со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы

Сказки - это мудрость и жизненный опыт наших предков, передаваемый из поколения в поколение. Многие из них мы знаем с самого раннего детства и пересказываем своим детям. Но не всегда родители задумываются о том, какая отведена роль сказке в воспитании дошкольников, зачем она нужна и чему она учит ребенка.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Публикация «Новые возможности использования современных образовательных технологий в работе со сказкой» размещена в разделах

Хотелось бы поделиться опытом работы нашего детского сада по работе со сказкой. Сказка применяется в различных направлениях развития дошкольников.

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие

Одной из задач социально – коммуникативного развития дошкольников является:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Выявив это не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача работы в этом направлении - выявить в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Например:

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать» Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво себя ведёт, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём не повинных героев сказки?

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому–то. Вот тут–то и начинаются противоречия.

Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, а для кого плохо. А может быть не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Следующими задачами социально – коммуникативного развития дошкольников является:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Наиболее удачным средством коммуникативного развития дошкольников является театрализованная игра. Специфика заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимику, пантомимы, пластику, речь, пение и т. п.) передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

А что как не сказки, проще всего инсценировать. В нашем саду работают театры в формате «Дети-детям» и «Дети – взрослым» дети устраивают театрализованные представления для своих сверстников, детуй младшего возраста, а также устраиваем представления для родителей. Это и кукольный театр, теневой театр ит. д.

Также Познавательное развитие предполагает

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

В работе со сказками используем проектную деятельность, которая является осознанной, рефлексируемой добычей новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

В деятельности ДОУ реализуются следующие типы проектов:

- Исследовательско - творческие: дети исследуют сказки на различные темы, а затем результаты оформляют в виде буклетов, коллажей

- Информационно-творческие: дети собирают и оформляют (оформление и дизайн группы, выставки, создание альбомов т. д.)

Проект «Мыши-герои сказок» дети исследовали познакомились сосказками, выбрали те. Где встречаются мыши, выяснили, какие мыши в сказках добрые или злые, также узнали о том, что в России существует музей мыши.

Проект «Экология в сказках» в ходе проекта дети проследили процесс от семечка к яблочку и снова к семечку, познакомились, в каких сказках встречается яблоко, яблоня. семечко яблока, что готовят из яблок и т. д. Изготовили вот такой замечательный макет.

Проект «Какая еда встречается в сказках» дети исследовали сказки и проследили, какая же русская еда встречается в сказках, чем питались наши предки. В ходе проекта в рамках тематической недели «Разговор о правильном питании» решались также задачи физического развития дошкольников, а именно становление ценностей здорового образа жизни. Большое внимание уделялось разговору о продуктах традиционной русской кухни под девизом «Каша- матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.»

Проект «Животные в сказках», в результате был создан вот такой альбом, и работа над ним продолжается

Проект «Сказки в мультфильмах»

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Например, у нас замечательная коллекция фантиков со сказками (конечно на данном макете представлены копии фантиков, т. к. хозяин коллекции очень ей дорожит, есть еще коллекция марок со сказками, коллекция значков со сказочными героями. Они постоянно пополняются.

Также для познавательного развития наши педагоги используют электронные дидактические игры и упражнения по сюжетам сказок, которые разрабатывают сами. Педагог, рассказывая сказку, показывает детям картинку с заданием. Эти задания помогут развить наблюдательность ребёнка, его умение запоминать, мыслить и анализировать.

Игровые задания сопровождаются забавными весёлыми рисунками, можно обогатить пособие звуковым сопровождением. Ребёнок с удовольствием будет выполнять их, разглядывая картинки. Размер такого пособия может быть неограниченным, все зависит от вашего желания и фантазии. Вот некоторые задания из таких игр и упражнений.

Трудно отрицать роль сказок речевом развитии дошкольников. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Одной из задач речевого развития дошкольников является развитие речевого творчества. В своей практике применяем сочинение сказок.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт.

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребенка чувство своей успешности.

Одним сочинением сказки работа не заканчивается, далее дети проходят ряд «этапов» :

- Публичное признание (дети знакомят своих сверстников, взрослых с результатами своего творчества)

- Выпуски литературных стенгазет (распростронение своего опыта за пределами группы, детского сада)

- Участие в конкурсах (дети учавствуют в различных литературных конкурсах)

- Встречи на сказочном перекрестке, встречи у литературного мостика (клуб по интересам)

- Посвящение в сказочники

Новые подходы в работе со сказкой используем для художественно – эстетическое развитие дошкольников включает в себе следующие задачи

Для решения таких задач, как

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

Разработан цикл занятий «Музей одной картины», здесь дошкольники знакомятся с произведениями изобразительного искусства по сюжетам сказок. Вам представлен план работы по серии картин по русским сказкам В. Васнецова.

В рамках задачи по художественно – эстетическому развитию реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) используем нетрадиционные техники рисования, например

рисование с помощью трафаретов по сюжетам сказок, с героями сказок.

Использование трафаретов :

- способствует развитию фантазии, мышления, памяти, речи и художественных способностей ребенка;

- готовит руку к письму;

- воспитывает настойчивость и аккуратность;

- поднимает настроение и вызывает интерес к творчеству.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой.

Используются следующие виды взаимодействия с родителями:

- Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок

- Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т. д.).

- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год. Сказка "Колобок").

- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).

- Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимние сказки").

Например АКЦИЯ «ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА, СКАЗКУ ПЕРЕД СНОМ»

Основная идея заключалась в раскрытии и популяризации творческого потенциала родителей. Это удалось!

Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом.

Основной эффект в чтения вечерней сказки – снятие напряжения, переключение внимания малыша с дневных переживаний и расслабление нервной системы.

Сказка, прочитанная на ночь, лучший способ подарить малышу крепкую нервную систему.

Хотелось бы закончить свое выступление словами А. С. Пушкина

Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок!

Публикации по теме:

Мои размышления о роли детства в формировании личности Вопросы воспитания никогда не были для меня пустым звуком. Я родилась и выросла в семье учителей. И частыми гостями у нас были учителя.

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Новые возможности использования современных образовательных технологий в работе со сказкой
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 12:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые возможности использования современных образовательных технологий в работе со сказкой» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Перфилова (УИ 312476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД