Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Наталья Анатольевна Шахурова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу (Ожегов).

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в составе России.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, знать её, стать подлинным патриотом.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, 0бряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины.

Перед воспитателемстоит целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

- формирования бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- формирования элементарных знаний о правах человека;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирования чувства уважения и симпатии к другим народам, людям, их традициям.

Эти задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д. Это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, уважающий права других и делающий всё, чтобы Родиной можно было гордиться.

Чувство Родины начинается с отношения к семье,к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности :добро, дружбу, взаимопомощь,трудолюбие.

Поэтому сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.

Задача педагога-воспитателя -отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, труд людей, общественные события и многое другое.

В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно близких людей.

Такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. п. Необходимо прививать на конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых.

В детском саду необходимо поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где они живут, чем занимаются, как ведут быт и об особенностях культуры.

Наблюдения в окружающем мире обогащают и стимулируют детское художественное творчество. Причём чем интереснее и целенаправленнее педагог организует такие наблюдения, тем содержательнее детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана с их физическим развитием, т. к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, ловкими.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты.

Особую значимость имеет труд в природе, природоохранные акции, такие как «поможем птицам зимой», «сбережём растения».

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Когда ребёнок выдёргивает морковку, которую он сам вырастил,его лицо сияет от восторга и удивления: вот она яркая, сочная. Он так долго ждал, пока она превратится из маленького зерна во вкусный оранжевый плод, которым можно угостить друзей, близких. Ведь чтобы вырастить любые растения, поддержать их жизнедеятельное состояние надо приложить немало физических усилий. Систематически ухаживать за ним, порою отказывая себе в играх и забавах. Значительный элемент физической нагрузки, необходимость систематического труда, отдалённый во времени результат - эти особенности выращивания растений, плодов создают возможность формировать у детей такие качества, как настойчивость, заботливое отношение к растениям, любовь к родной природе. Кроме того, они постигают закономерности в мире живой природы, что оказывает влияние на их умственное развитие, на развитие любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного. Процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Если не поддерживать этот интерес к природе, не объяснять явления природы, то интерес к природе может угаснуть.

Главная наша задача не пропустить этот момент, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания - обычное состояние.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. (В. А. Сухомлинский).

Работу по экологическому воспитанию мы начали задолго до старшей группы.

Когда дети были маленькими, мы рассматривали растения, рыбок в аквариуме, узнавали, что они едят, учились их кормить,

наблюдали, как они плавают, заботились о наших рыбках. Учились поливать и ухаживать за растениями, воспитывали бережное отношение к ним. На прогулках учились бережному отношению к насекомым, растениям.

Часто наблюдали за работой старших детей. В процессе наблюдений, какое отношение к труду проявляют дети старшей группы - они работают аккуратно, дружно.

Проводились такие познавательные занятия как: «Посадили цветок», «Где живут зёрнышки» и в дальнейшем проводились наблюдения за посаженными растениями.

Для обогащения знаний детей посадили на окне огород, где росла пшеница, лук, фасоль, наблюдали за распусканием почек на веточках, поставленных в воду.

Пятилетние дети ещё малоспособны к длительному ожиданию, поэтому им необходимо постоянно напоминать о конечной цели всех приложенных усилий. Чтобы сделать период ожидания урожая менее утомительным для детей,не снизить их интереса к уходу за растениями на своей грядке мы посадили овощи разного срока созревания: лук, щавель, салат и др. Показывала детям рисунок гороха, редиски, играла с ними в игру «Вершки и корешки»и говорила:

«Вот таким будет это растение, если мы будем его полоть, поливать.». Ребята старались, носили воду, поливали, пололи.

Проводились игры: «Узнай по описанию», «У бабушке на грядочки»- сравнивались щавель, салат, укроп по форме листочков, окраске, по запаху.

Отмечали изменения,происходящие с растениями: какие они стали большие, листья стали длиннее, шире, кустики выше. Загадывали загадки о растениях, угощали малышей своим урожаем, ещё раз убеждаясь в полезности своего труда, результат которого позволяет доставить столько радости другим.

Описанные приёмы сделали уход за растениями интересным, эмоциональным, насыщенным.

Труд на огороде, в цветнике, уголке природы часто создаёт возможности для объединения детей в коллектив, дети стали гордиться, что они самые дружные, всё умеют делать, всё знают.

Часто можно было услышать - это наша клумба, наши цветы, наша грядка.

А когда созрел картофель, все дружно его выкапывали, отдали на кухню, чтобы повара его сварили и на обед кушали картофель, выращенный и выкопанный своими руками.

Этот картофель был, по-видимому, слаще яблок!

А сколько было радости, когда они рассказывали об этом родителям, которым на протяжении всей нашей работы, я объясняла смысл нашего труда.

Беседовала с родителями, чтобы они чаще интересовались

работой и успехами детей, участвовали сами в трудовом процессе.

Чтобы воспитать у детей живое, эмоциональное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде,

Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник, который чувствует себя беспомощным, не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально используя свои возможности. Ребенок с недостаточно развитым чувством собственного достоинства вообще избегает браться за дело, особенно за то, в успех которого он не верит или верит слабо. Он особенно чувствителен к отрицательным оценкам его трудовой деятельности,и если ему говорят: «Ты это неважно сделал»,у него сразу возникает решение: «Я вообще больше не буду этого делать».

Следовательно, в процессе трудового воспитания и в детском саду, и дома нужно развивать у детей чувство собственного достоинства. Если ребенка в семье уважают, по заслугам, не перехваливая, оценивают его трудовую деятельность, то он растет уверенным в своих силах человеком.

Семья, формируя у дошкольников положительное отношение ко всякому труду, одновременно развивает профессиональную направленность детей. То, как отзываются родители о своей профессии, воспитывают ли уважение и любовь к ней у ребенка, в будущем может оказать влияние на выбор им профессии.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие — важное моральное качество личности. Но чтобы ребенок полюбил труд, необходимо постоянно усложнять его содержание и форму, сделать положительным в оценке взрослых. Успешно решить эту задачу можно только при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание (первая младшая группа) «Нравственно-патриотическое воспитание». ПЛАН: Сентябрь – «Здравствуй Детский сад!» Октябрь – «Осень золотая…» Ноябрь – «Моя семья».

Фотовыставка «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотовыставка «Нравственно-патриотическое воспитание» В ноябре в нашем детском саду прошла углубленная работа с детьми по нравственно патриотическому воспитанию. Вместе с родителями мы оформили.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию Отечества воспитывает уважение, гордость.

Нравственно-патриотическое воспитание детей Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Презентация на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель: Тарасенко Екатерина Викторовна Слайд 1 «Любовь.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Актуальность: В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у детей ушло на второй план. В 80-90-е.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Проект «Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников». Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Программа самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Пояснительная записка Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью. В. А. Сухомлинский События.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Объяснительная записка педагогического опыта работы. 1 слайд Тема семинара: «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». «Любовь.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 17:26
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Фотоотчет «Как мы мастерили открытки для мамочки» в ясельной группе
Сегодня мы с моими малышами начали мастерить подарки нашим любимым мамочкам. Наши детки еще очень маленькие ( им всего по полтора годика, поэтому...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» или «Варим борщ, компот, варенье» для детей дошкольного...
Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Помогите друзьям вернуться на Землю»...
Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов, учителям...