Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до

Оксана Фомина
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до

НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Автор: Фомина Оксана Ивановна

МБДОУ детский сад 3 с. Таремское Павловского муниципального округа Нижегородской области,

электронная почта: of515440@gmail.com

телефон: 8103868554

Важнейшая задача ФГОС ДО - это объединение развития и воспитания в монолитный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из существенных звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Об этом рассказывает Оксана Ивановна Фомина, педагог ДОУ детский сад 3 с. Таремское Павловского муниципального округа Нижегородской области.

На чем основывается нравственно-патриотическое воспитание?

Чувство любви к Родине возникает у ребёнка с взаимоотношения к семье, к близким людям - к маме, папе, бабушке, дедушке. Чувство Родины возникает с восторга от того, что ребёнок видит перед собой, чему он удивляется и что пробуждает отзвук в его душе. И хотя большинство впечатлений ещё не понятны им полностью, однако, для детского восприятия они имеют большое значение при формировании личности человека - патриота. У любого народа есть свои сказки, которые передают от поколения к поколению важнейшие нравственные и этические ценности: добро, дружбу, взаимоподдержку, трудолюбие. Творения устного народного творчества воспитывают любовь к народным традициям и содействуют воспитанию патриотической личности.

Нравственно-патриотическое воспитание в предметно-развивающей среде!

В нашем ДОУ мною и коллегами организован патриотический уголок, который дополнительно оснащен различными материалами, в оснащении которого принимали также участие родители. Например, «Народная игрушка», «Наша Родина-Россия», «Православные праздники Руси», «Земля моя родная», «Русская изба» и др., куда могут обращаться и дети, и родители, и педагоги ДОО. Создавая уголок патриотического воспитания, учитывали психологические возможности каждой возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте в уголке разместили материалы, формирующие гражданскую позицию дошкольника, а за основу в работе по патриотическому воспитанию взяли краеведение, знакомство с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.

Народная культура – основа нравственно-патриотического воспитания!

Нашим детям использование народной культуры позволяет ощутить себя частью великого народа. В ДОУ мы собираем предметы старинного русского быта и воссоздаем обстановку избы. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «избе» или «комнате русского быта». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. Проводим с дошкольниками праздники в соответствии с народным календарем. Праздники проходят с шутками, прибаутками, частушками, загадками. Русский праздник для детей -это всегда весело, игры, забавы. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Также знакомим детей со старинными предметами, игрушками, художественным ремеслом русских умельцев. Например, были проведены занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, с богородской игрушкой, с филимоновской игрушкой и др. С детьми провели занятия по ознакомлению с хохломской, дымковской, Городецкой, гжельской росписью, демонстрировали материал по народно-прикладному искусству: вышивка, изделия, вязанные крючком, игрушки из глины, различные куклы. Нами были оформлены папки по ознакомлению детей с народным творчеством, с русскими народными игрушками.

Часто с детьми проводим народные игры. Например, в играх «В деревню к бабушке», «Кафе-бар русских напитков», «Проводы Масленицы» и др., которые закрепляют представления о жизни и быте русского народа. Для решения поставленных задач, были созданы дидактические игры по патриотическому воспитанию : «Собери картинку», «Кто лишний», «Мемо. Символы России», «Собери медаль», «Собери флаг», "Города герои", "Герои страны» и др.

Фольклор и художественная литература в воспитании патриотизма

Несомненно, в устном народном творчестве, лучше, чем где – либо, описаны черты, характерные русскому человеку, свойственные ему нравственные ценности, суждения о доброте, красоте, справедливости, смелости, трудолюбии. Детям дошкольного возраста уже известны различные виды устного народного творчества: считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Народная сказка - самый яркий и любимый жанр, как для дошкольников, так и для большинства взрослых. Дошкольники восхищаются и удивляются, слушая рассказы о разных профессиях. Нашим детям особенно нравятся рассказы о людях «героических» профессий - полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о разных случаях проявления мужества и героизма воодушевляют дошкольников, пробуждает в них желание освоить «героическую» профессию, служить людям и Отечеству. Например, старшие дошкольники с большим увлечением слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша». Прослушивание песен, которые сочетаются с освоением обусловленных представлений в образовательной деятельности, имеет большое значение для проявления гражданских чувств дошкольников.

Взаимодействие с родителями

В рамках взаимодействия с родителями дошкольников используем ресурс сайта ДОУ в рамках воспитания дошкольников, там же размещаем соцопросы в гугл-форме, размещаем памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, проводим дистанционный формы: ведение блога в соцсетях, организация работы в закрытых чатах соцсетей и мессенжеров, где родителям регулярно отправляем для ознакомления научные статьи по патриотическому воспитанию, наглядный материал, рисунки и выступления детей. А также в закрытых группах информационную среду пополняем фотоматериалами и видео из жизни детей в ДОУ, патриотических праздников, досугов, патриотических акций.

Эти увлекательные путешествия по истории страны!

Стоит отметить эффективность проведения образовательных занятий по данному направлению. В первом полугодии учебного года нами проведено занятие по ознакомлению с предметным окружением «Нарядные народные игрушки», целью которого являлось продолжать знакомство с народным прикладным искусством, дать представление о многообразии народных промыслов, сформировать патриотические качества, чувства, основные нравственные ценности. В ходе занятия воспитывали бережное отношение к труду людей, воспитывали патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры. В качестве оборудования использовали: игрушки – дымка, филимоновская, каргопольская, богородская (каждой по 4-5, изображения с элементами каждой росписи, записи с русскими народными мелодиями (для хоровода в начале и конце, для фона на время ярмарки).

Вначале занятия детей посадили полукругом на стульчиках. В группе заранее были приготовлены 4 стола, каждый с одним видом игрушек и схематическим изображением узоров к данным игрушкам. Дошкольникам сказали о там, что продолжаем знакомиться с народными промыслами, а именно – с игрушками, которые делали и делают мастера народного промысла. Сделали акцент на том, что русские народные игрушки несут в себе добро, радость, тепло рук мастера. О чем нам и поведает ярмарку игрушек и красота ручной росписи.

На занятии по конструированию «Конусная игрушка «Русский народный костюм» познакомили дошкольников с историей русского национального костюма, с культурным наследием страны, народными традициями. На занятии формировали умение конструировать по замыслу с учетом особенностей материала, развивали умения устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении, инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности, а также воспитывали аккуратность, организованность, воспитывать, интерес и уважение к русской культуре, желание и устремление к познавательной деятельности.

Только методически правильно организованная деятельность по нравственно-патриотическому направлению позволила нам сформировать у дошкольников понимание нравственных ценностей, стремление проявлять чувства уважения и гордости за свою Родину, знания и представления о родине, чувства уважения и гордости за свою страну, ценное отношение к малой родине, интерес к родине, заботу об интересах Родины.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 10:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 марта. День бумажного кораблика на МААМ

Особенное место в древнем искусстве складывания фигурок из бумаги (оригами) занимает умение складывать бумажные кораблики (курафуто). Когда же ещё увлекаться таким творчеством, если не весной, когда...

27 марта. Всемирный день театра

 Ежегодно 27 марта во всем мире празднуется День театра. Свой профессиональный праздник отмечают любители театра и те, кто работает в театре, от актеров и режиссеров до работников сцены, — все, благодаря...


Горячие темочки