Оксана Фомина
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Автор: Фомина Оксана Ивановна
МБДОУ детский сад 3 с. Таремское Павловского муниципального округа Нижегородской области,
электронная почта: of515440@gmail.com
телефон: 8103868554
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Важнейшая задача ФГОС ДО - это объединение развития и воспитания в монолитный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из существенных звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Об этом рассказывает Оксана Ивановна Фомина, педагог ДОУ детский сад 3 с. Таремское Павловского муниципального округа Нижегородской области.
На чем основывается нравственно-патриотическое воспитание?
Чувство любви к Родине возникает у ребёнка с взаимоотношения к семье, к близким людям - к маме, папе, бабушке, дедушке. Чувство Родины возникает с восторга от того, что ребёнок видит перед собой, чему он удивляется и что пробуждает отзвук в его душе. И хотя большинство впечатлений ещё не понятны им полностью, однако, для детского восприятия они имеют большое значение при формировании личности человека - патриота. У любого народа есть свои сказки, которые передают от поколения к поколению важнейшие нравственные и этические ценности: добро, дружбу, взаимоподдержку, трудолюбие. Творения устного народного творчества воспитывают любовь к народным традициям и содействуют воспитанию патриотической личности.
Нравственно-патриотическое воспитание в предметно-развивающей среде!
В нашем ДОУ мною и коллегами организован патриотический уголок, который дополнительно оснащен различными материалами, в оснащении которого принимали также участие родители. Например, «Народная игрушка», «Наша Родина-Россия», «Православные праздники Руси», «Земля моя родная», «Русская изба» и др., куда могут обращаться и дети, и родители, и педагоги ДОО. Создавая уголок патриотического воспитания, учитывали психологические возможности каждой возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте в уголке разместили материалы, формирующие гражданскую позицию дошкольника, а за основу в работе по патриотическому воспитанию взяли краеведение, знакомство с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.
Народная культура – основа нравственно-патриотического воспитания!
Нашим детям использование народной культуры позволяет ощутить себя частью великого народа. В ДОУ мы собираем предметы старинного русского быта и воссоздаем обстановку избы. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «избе» или «комнате русского быта». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. Проводим с дошкольниками праздники в соответствии с народным календарем. Праздники проходят с шутками, прибаутками, частушками, загадками. Русский праздник для детей -это всегда весело, игры, забавы. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Также знакомим детей со старинными предметами, игрушками, художественным ремеслом русских умельцев. Например, были проведены занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, с богородской игрушкой, с филимоновской игрушкой и др. С детьми провели занятия по ознакомлению с хохломской, дымковской, Городецкой, гжельской росписью, демонстрировали материал по народно-прикладному искусству: вышивка, изделия, вязанные крючком, игрушки из глины, различные куклы. Нами были оформлены папки по ознакомлению детей с народным творчеством, с русскими народными игрушками.
Часто с детьми проводим народные игры. Например, в играх «В деревню к бабушке», «Кафе-бар русских напитков», «Проводы Масленицы» и др., которые закрепляют представления о жизни и быте русского народа. Для решения поставленных задач, были созданы дидактические игры по патриотическому воспитанию : «Собери картинку», «Кто лишний», «Мемо. Символы России», «Собери медаль», «Собери флаг», "Города герои", "Герои страны» и др.
Фольклор и художественная литература в воспитании патриотизма
Несомненно, в устном народном творчестве, лучше, чем где – либо, описаны черты, характерные русскому человеку, свойственные ему нравственные ценности, суждения о доброте, красоте, справедливости, смелости, трудолюбии. Детям дошкольного возраста уже известны различные виды устного народного творчества: считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Народная сказка - самый яркий и любимый жанр, как для дошкольников, так и для большинства взрослых. Дошкольники восхищаются и удивляются, слушая рассказы о разных профессиях. Нашим детям особенно нравятся рассказы о людях «героических» профессий - полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о разных случаях проявления мужества и героизма воодушевляют дошкольников, пробуждает в них желание освоить «героическую» профессию, служить людям и Отечеству. Например, старшие дошкольники с большим увлечением слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша». Прослушивание песен, которые сочетаются с освоением обусловленных представлений в образовательной деятельности, имеет большое значение для проявления гражданских чувств дошкольников.
Взаимодействие с родителями
В рамках взаимодействия с родителями дошкольников используем ресурс сайта ДОУ в рамках воспитания дошкольников, там же размещаем соцопросы в гугл-форме, размещаем памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, проводим дистанционный формы: ведение блога в соцсетях, организация работы в закрытых чатах соцсетей и мессенжеров, где родителям регулярно отправляем для ознакомления научные статьи по патриотическому воспитанию, наглядный материал, рисунки и выступления детей. А также в закрытых группах информационную среду пополняем фотоматериалами и видео из жизни детей в ДОУ, патриотических праздников, досугов, патриотических акций.
Эти увлекательные путешествия по истории страны!
Стоит отметить эффективность проведения образовательных занятий по данному направлению. В первом полугодии учебного года нами проведено занятие по ознакомлению с предметным окружением «Нарядные народные игрушки», целью которого являлось продолжать знакомство с народным прикладным искусством, дать представление о многообразии народных промыслов, сформировать патриотические качества, чувства, основные нравственные ценности. В ходе занятия воспитывали бережное отношение к труду людей, воспитывали патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры. В качестве оборудования использовали: игрушки – дымка, филимоновская, каргопольская, богородская (каждой по 4-5, изображения с элементами каждой росписи, записи с русскими народными мелодиями (для хоровода в начале и конце, для фона на время ярмарки).
Вначале занятия детей посадили полукругом на стульчиках. В группе заранее были приготовлены 4 стола, каждый с одним видом игрушек и схематическим изображением узоров к данным игрушкам. Дошкольникам сказали о там, что продолжаем знакомиться с народными промыслами, а именно – с игрушками, которые делали и делают мастера народного промысла. Сделали акцент на том, что русские народные игрушки несут в себе добро, радость, тепло рук мастера. О чем нам и поведает ярмарку игрушек и красота ручной росписи.
На занятии по конструированию «Конусная игрушка «Русский народный костюм» познакомили дошкольников с историей русского национального костюма, с культурным наследием страны, народными традициями. На занятии формировали умение конструировать по замыслу с учетом особенностей материала, развивали умения устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении, инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности, а также воспитывали аккуратность, организованность, воспитывать, интерес и уважение к русской культуре, желание и устремление к познавательной деятельности.
Только методически правильно организованная деятельность по нравственно-патриотическому направлению позволила нам сформировать у дошкольников понимание нравственных ценностей, стремление проявлять чувства уважения и гордости за свою Родину, знания и представления о родине, чувства уважения и гордости за свою страну, ценное отношение к малой родине, интерес к родине, заботу об интересах Родины.