Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края

Кристина Ванатова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края

Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Мы, педагоги постоянно задаемся этим вопросом.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края» размещена в разделах

Человек, как личность, формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность,как основа патриотизма, не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. Нельзя заставить человека бережно относиться к окружающей природе, любить людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Мы можем воспитать любовь и уважение к Родине, если сами помним и чтим традиции и обычаи родного края, знаем историю и фольклор своей страны.

Наш детский сад № 81 постоянно и кропотливоработает над вопросами нравственно-патриотического воспитания. .В течение долгих лет был накоплен богатейший материал по данному направлению, основа которого составляет воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций. Руководством в работе нравственно – патриотического воспитания нашего ДОУ являются слова В. А. Сухомлинского:

«Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

Работа по патриотическому воспитанию включает следующие задачи:

Основные задачи:

1. дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии через развитие исторической памятии с помощью творческих способностей воспитанников.

2. способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного города.

Решаются так же сопутствующие задачи:

-Развивать интерес и воспитывать чувство любови к национальной культуре родного края, народному творчеству, обычаям.

-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)

-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия

- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.

-Познакомить с интересными людьми города, прославившими его (поэты, музы-канты, художники)

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разных форм работы через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. В работе затронуты все образовательные области и все адекватные возрасту формы работы с детьми.

1. Социально-личностное развитие.

Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Мой дом – моя крепость», «Экскурсия по городу» и т. д.

Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных – фольклорных игр.

2. Познавательно-речевое развитие:

Целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, экскурсии по памятным местам города, посещение музеев города (Мордовский Музей Изобразительных Искусств им. С. Д. Эрьзи, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945г,.Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина,Музей мордовской народной культуры.

Дети старших и подготовительных групп составляли рассказы на темы:

«Моя семья самая дружная», «Мой любимый город», «Лето в деревне».

Знакомство с малыми фольклорнымиформами; чтение познавательной ли-тературы о родном городе.

Тема «Народная культура и традиции». В рамках темы были реализованы проекты «Светлая Пасха», «Хор села Теризмерга», «Горжусь тобой, моя Мордовия!», «Березовый край России», «Блюда мордовской кухни»

Для внимания детей и родителей была предоставлена презентация на тему: «Прославленные художники Мордовии», в которую вошли работы, пожалуй, самого известного и знаменитого мастера Федота Васильевича Сычкова, чье творчество так понятно и дорого как взрослому, так и ребенку. Для создания слайдов были проработаны книги М. И. Суриной «Улыбки солнца и земли», «Знаменитые художники Мордовии» под редакцией Н. Осяниной.

В проекте, посвященном Дню Победы участвовал весь коллектив детского сада. Мы учили детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них. ; формировали представления о героях войны и о том как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Вместе с воспитателями, музыкальный руководитель организовала концерт ко дню Победы для ветеранов и тружеников тыла нашего микрорайона «Никто не забыт, ничто не забыто», где дети дарили свои выступления людям старшего поколения, а затем с большим удовольствием смотрели концерт хора ветеранов г. Саранск. Вместе с родителями воспитанники нашего сада принимали участие в параде Победы и в шествии «Бессмертный полк».

Музыкальное развитие

Благодаря талантливому музыкальному руководителю Сурковой Людмиле Николаевне, были организованы развлечения и праздники с фольклорной тематикой, она знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками,, инсценировала хороводы, песни. С детьми разучила песню «Край мой, край» В. Баркова и Л. Ганиной, вместе с воспитателями подготовительной группы разработала сценарий мероприятия «Я песнь тебе пою, Мордовия моя!

2 Пополнилась копилка танцевального мастерства новой танцевальной зарисов-кой «Масторава» под мордовскую народную песню.

3. Художественно-эстетическое направление:

Благодаря тесному сотрудничеству детей, воспитателей и родителей было оформлено огромное количество выставок, организовано участие в различных конкурсах таких, как «Бабаньпарь», «Сияжар»

/Рисование, аппликация, нетрадиционные техники рисования/ на тему «Цвети мой край, Мордовия моя!», «Река Мордовии», «Моя улица», «Дню Победы – Слава!»

Для реализации задач нравственно - патриотического воспитания в нашем детском саду созданы необходимые условия.

В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспита-нию, фотовыставки: «Знай историю своего города», выставки рисунков «Мой Саранск», подобраны книги о нашем городе, тематические папки «Животный и растительный мир нашей республики», «Люди, которыми мы гордимся», в группах для родителей оформлялись стенгазеты «Пасха» «Рождественская карусель», «Мордовия и Россия едины навек»

Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию :

-Провели анкетирование

-Родительское собрание «Гордимся успехами нашей республики» -Вниманию родителей на группах были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего города», «День Победы», консультации Я, как воспитатель, подготовила презентацию по истории одного из сел Мордовии Новотроицка. В моей работе мне помогла книга «Край отшумевших ярмарок и базаров», авторами которой являются В. И. Рогачев и В. В. Руженков. Бесценная копилка нашего исторического прошлого, не-отъемлемая часть краеведческого материала, которая благодаря талантливым составителям дает уникальную возможность прикоснуться к прошлому села и воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно гово-рить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, нацио-нальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой город.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться.

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

Мы гордимся своим родным городом Саранск. Педагогический коллектив будет продолжать работу по нравственно- патриотическому воспитанию в тесном содружестве с родителями, работниками библиотек и музеев.

Много дел еще ждет впереди…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение к традициям и быту кубанских казаков 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 комбинированного вида» Доклад на тему : «Нравственно-патриотическое.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Демина Г. А. Аннотация. Данная статья рассказывает о.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края" Задачи: - обогащать у детей представления о ценности.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Природа родного края» В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное.

Проект в подготовительной группе «Мое село». Патриотическое воспитание детей 5–6 лет на основе культуры родного края МДОУ «Нылгинский детский сад №3» Проект «Мое село - мой край родной» Выполнила воспитатель первой квалификационной категории: Воробьева.

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям» Семинар для педагогических работников «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края
Опубликовано: 23 октября 2017 в 22:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД