Юлия Пономаренко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Актуальность темы. Вопросы нравственного развития человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания становится более актуальной. Просчеты нравственного воспитания связаны с жизненными противоречиями.
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа. Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство : литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.
Искусство помогает дошкольникам воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.
В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
•расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
•развитие художественно-эстетического восприятия;
•формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
•воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главными задачами являются:
•развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;
•учить понимать художественный образ произведения;
•формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
•развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
•воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.
Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.
Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепка из пластилина и тестопластика. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.
Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности можно использовать следующие приемы:
•Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.
•Экскурсии на выставки и музеи.
•Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы итд.)
•Лепка и конструирование сюжетов из истории России (космическая ракета, танковое сражение).
•Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.
•Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).
•Наблюдение за красотой природы родного края.
Список литературы
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
2. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. : Перспектива, 2012. - 246 c.
3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст]. – Изд. 4-ое, доп. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с.