Марина Дигалова
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание в младшем возрасте.
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас, педагогов – дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Покимоны, Бакуганы, Человек- паук, и прочая америнская продукция? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на дальний план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, трансформеры и пр. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.
Для начала и успешной работы мы определили необходимые условия:
1. Нормативно-правовая база.
2. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса.
3. Подготовка воспитателей.
4. Обеспечение программно-методической и художественной литературой.
В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в которую входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, но нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели.
Мы применили различные формы работы с детьми.
Прежде чем начать работу в детском саду, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Семейные обряды, традиции дают нравственные и эстетические ориентиры для осознания красоты, ритмичности, целесообразности круга индивидуальной человеческой жизни, связанной крепкими узами с жизнью родных и близких. Внешний образ традиционного жилища, культура его внутреннего убранства бытовой утвари отражают народные представления о иерархии членов семьи и о месте каждого из них в общем семейном строе.
Считаем, что процесс нравственно- духовного воспитания будет более эффективным, если выстроить его в соответствии со следующими принципами:
– принцип культуросообразности в воспитании предполагает, что воспитание будет основываться на общечеловеческих ценностях культуры;
– принцип приоритетности регионального наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому;
– принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, то есть создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций позволяющих сосредоточить внимание ребенка на объекте познания, собственном действии, поступке, через сопереживание и прогнозирование развития ситуации, при последовательном выполнении таких условий как:
– непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей (мы не просто смотрим концертное исполнение календарных и семейных обрядов, мы все вместе участвуем в игровом исполнении обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте предков);
– продвижение от опыта к знанию; (мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме жизни всего детского сада)
И последнее условие – это усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и родителями и сотрудниками детского сада.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Различные формы работы с детьми.
Возрастная группа
Форма работы с детьми
Ответственный
вторая младшая
1. Занятия факультатива “Истоки”
Воспитатели
2. Посещение выездных спектаклей театральных творческих коллектив.
Формы работы с родителями
Выставки совместных творческих работ (дети-взрослые)
Воспитатели
Участие в подготовке и проведении календарных народных праздников в детском саду
Воспитатели
Участие в обогащении развивающей среды в группах (уголков “Наша Родина”, центров изодеятельности, музыкально-театрализованной деятельности, уголков “Умных книг играми, театрами, грамзаписями, книгами, альбомами и т. д.)
Воспитатели
Содержание образования по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников
Занятия для детей младшего и среднего возраста проводятся один раз в месяц продолжительностью 15-20 минут. Занятия проводятся в игровой форме. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным пониманию, но и вызывает большой интерес у ребенка и способствует развитию творческих способностей детей. Выбор народных культур для ознакомления дошкольников продиктован наличием большего количества детей данной национальности в детском саду.
Рабочая программа для второй младшей группы состоит из блоков:
1. русский фольклор (сказки, потешки);
2. русские народные промыслы (дымковский, филимоновский);
3. быт русского народа (устройство русской избы).
В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.
Я предполагаю, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического и духовного воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых.
Используемая литература
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” : Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 е издательство, переработано и дополнено – СПб: Детство – Пресс 2008г.
2. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценариев календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 3-е изд. Переработанное и дополненное – СПб: “Детство – Пресс”, 2008. Рекомендована Мин. образования РФ
3. “С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
4. Л. В. Кокуева “Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа” : Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005г.