Светлана Грибкова
Нравственно-патриотическое воспитание в работе музыкального руководителя.
▼ Скачать + Заказать документы
1Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и конечно нравственно-патриотическое развитие.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в работе музыкального руководителя,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях осуществляется в соответствии с индивидуальной возрастной категорией ребенка
2. Огромное значение играет подбор репертуара. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие,как художественная ценность. воспитательная ценность,педагогическая целесообразность и доступность,программные требования.
3 Музыкальные занятия— основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
4. Остановимся на конкретных произведениях в разной возрастной группе, младшая группа-.малыши знакомяться с небольшими русскими народными попевками-"Заинька","Ладушки","Лошадка","Петушок""Где ты,заинька"Эти простые народные попевки учат сопереживанию,воспитывают любовь к животным воспитывают любовь к русской народной культуре. Во время слушания,я пытаюсь вызвать эмоциональный отклик,слушание таких народных мелодий как "Из под,дуба","Полянка",","Ай,да","Пляска с платочком"вызывают радость,настраивают детей на позитивное мировосприятие.
Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Огромное значение играет и музыкально ритмическая деятельность в этом возрасте. Я начинаю приобщать детей к исполнению простым танцевальным элементам,которые являются частью народных танцев,дети постепенно проникаются истоками народной культуры. Это исполнение хороводов-"Маленькая елочка","Елочка" А ведь мы знаем,что хоровод старинный коллективный народный танец у славянских народов, участники которого с пением ходят по кругу, обычно взявшись за руки. Культура русского народа прививается ненавязчиво на положительном восприятии,вызывая эмоциональный отклик. Огромную роль играют игры-"Догонялки"Александровой,"Погуляем"Арсеева," и "Зайки на лужайке "Во время проведения игр,я детям прививаю чувство коллективизма,воспитыва ю любовь к ближнему. У малышей очень важно ласковое интонирование музыкальных произведений,тем самым передавая настроение добра и ласки. Пропевание колыбельных знакомит с обычаями русской народной культуры. Укачивая мишку и раскачивание его на руках я приобщаю детей к обычаям и традициям нашей культуры
5. В средней группе прививают детям навыки правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Формируются простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются,дети с удовольствием начинают принимать участие в праздниках,посвященых "Дню города","День Защитника Отечества",хотя это пока только зрительское участие,но дети проникаются настроением праздников,а дети более старшего возраста,являются достойным примером для подражания.
6. Старшая группа-На всех разделах музыкального занятия я стараюсь обогатить музыкальный опыт детей,усложняю репертуар,знакомлю с произведениями русских авторов,это музыка Чайковского" Вальс цветов",Свиридова"Метель","Песенка листьев"Красева. Остановлюсь на более конкретных музыкальных моментах музыкального занятия. Слушание таких произведений как"Осенняя песенка","Листопад"Попатенко,"Метель" Свиридова,"Зима"Чайковского раскрывают природу Росссии через музыку,приобщая к музыкальному восприятию,я предлагаю детей закрыть глаза и представить визуально картину,которая рисуется после прослушивания этих произведений. Дети проникаются настроением этих музыкальных произведений. У детей возникает познавательное интерес к музыке. Занимаясь с детьми пением,воспитываю у детей любовь к родной природе. Ведь проявления нашей природы в любое время года прекрасны,Такие песни как"Дождик,Парцхаладзе,"Осень"ЗРотт,"Урожай собирай"Филиппенко ","Снежинки"Шаинского,"Веснянка"Руск нар мелод. рассказывают о красоте русской природы. Огромноу роль играет и муз,ритмические движения. Дети очень любят играть в народные игры-"Плетень","Догонялки","Ручеек",водить хороводы. Проникновение русской народной культуры происходит во все разделы музыкального занятия,мы не замечаем что истоки уходят в далекое прошлое и сейчас мы встречаем адаптированные варианты соприкосновения некоторых жанров,например в русском языке слова хоровод, корогод, карагод, харагод ещё не забыты, хотя хороводы сегодня уже нигде не водят, и значения этих слов чаще всего объясняют только со значением хор - пение и вод - водить,т. е хождением с песней по кругу. И любые игры и песни в хороводе это отголоски нашей родной культуры,в наши время дети любят новогодние хороводы,а также игры в хороводах.
7Подготовительная группа. -Я стараюсь формировать музыкальный вкус, закладываю основу уважительного отношения к родной культуре, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительностиПрослушавая песню "Гимн о Воронеже".""Зимушка зима"рус. нар. мел,"Родные просторы"Антонова,"Вальс цветов"Чайковского- дети расширяют кругозор музыкальных поняний,-гимн,хоровод,вальс,музыка современных композиторов. И все это является частью и достоянием нашей русской культуры,это заставляет детей гордится достижениями наших композиторов. Пение патриотических песен "Бравые солдаты","День победы","Капитан","Песня фронтового шофера","Пилоты"вызывают гордость за непобедимость нашего народа. Перед разучиванием песни я рассказываю о значимости музыкального произведения,рассказываю о событиях предшествующих написании песни. В музыкально-ритмическом развитии дети прислушиваются друг к другу,воспитывается чувство коллективизма. ,которое так необходимо при адаптировании ребенка к социуму. Это и исполнение танцевальных элементов и марширование и игра в музыкальные игры"Кто скорей?., Кот и мыши". и многие другие.
7. Интегрирование с другими областями делает нравственно-патриотическое воспитание более полным. Это и разучивание стихов наших земляков Кольцова и Никитина,интегрирование таким образом в речевую область.
.
8. Особое место в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.
Праздник объединяет в себе различ ные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности,воспитывает основы нравственности.
Особенное внимание в воспитании нравственно-патриотических качеств хочется уделить таким праздникам как"День города","Праздник русской матрешки","День Победы","День Защитников Отечества""Масленница","Каляда"
Таким образом, педагогическое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравственное и эстетическое воспитание. 10Каждый праздник дополняет и расширяет кругозор детей о нашей Родине
На "Дне города"дети с удовольствие исполняют песни,стихи родных авторов,слушают рассказ о нашем замечательном городе
Праздник" русской матрешки "ввел детей в атмосферу веселья и доброты,а русский народный костюм ведущий наглядно познакомил с одеждой русского народа прошлых лет.
На празднике "День Победы" и "День Защитника Отечества" дети прониклись гордостью за непобедимость своего народа
9. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»