Приложение МААМ

Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»

Мохова Татьяна Викторовна
Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление детей с наследием художественной обработки дерева; привитие любви к данному традиционному художественному ремеслу.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с возникновением народных промыслов, с фамилиями известных резчиков по дереву.

2. Развивать интерес к народному промыслу – резьба по дереву.

Оборудование: образцы изделий из дерева, украшенные резьбой; древесина; портрет резчика В. П. Ворноскова.

- Ребята, я вас познакомлю с видом народного промысла – это резьба по дереву.

Публикация «Нравственно-познавательная беседа „Путешествие в мастерскую резчиков по дереву“» размещена в разделах

Кто мне может ответить, что же это за вид народного промысла? Что вы знаете о нём? И какой необходимый материал нам нужен?

(Обучающиеся отвечают)

- Всё верно, для резьбы по дереву нам нужна древесина. Вижу, что немного знаете, и на нашем сегодняшнем занятии я расскажу вам историю этого народного промысла.

- Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто – нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и многое другое.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

С давних времён Россия славилась своим разнообразием лесных массивов, а также мастерами – резчиками по древесине. Русские избы строились из брёвен и обильно украшались резьбой с верху до низу (особенно карнизы, конёк, наличники на окна и двери, оттого, наверное, глядя на эту красоту – невольно сравниваешь резной узор с русскими кружевами.

Резные работы можно было встретить везде, так как позволить себе купить что-то из металла, например – ложку, крестьянин просто не мог (было крепостное право).

А вы знаете что … В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи леса, домовые духи, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа, и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году) и произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь на 5 дней в году останется беззащитной. А если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу.

Вырезали идола, который охранял всю деревню. Выполняли его 52 - мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4 – 5 метров) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников.

А вы знаете что … Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это для соблюдения гигиены.

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Пётр – 1, отправляясь в путешествие по Европе, всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

А вы знаете что … Что ещё в Х веке в Киеве существовали мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты.

В XVIII веке большое количество мастеров – резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Можно назвать десятки имён, представляющих гордость нашей культуры XIXвека, которым Мамонтов С. И. помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой: художники – Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Левитан, прекрасный певец – Шаляпин, композитор – Рахманинов; много ещё можно было бы вспомнить знаменитых имён, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

Им были созданы (открыты) и спонсированы русские школы по восстановлению промыслов художественной резьбы.

А вы знаете что … В последствие Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создаёт резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно – промышленное училище, где готовят мастеров народных художественных промыслов.

Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы. Но о видах резьбы мы будем говорить на другом занятии.

- Вот сколько интересных фактов и сведений мы с вами сегодня узнали о народном промысле – резьбе по дереву.

- А сейчас мы что – то с вами засиделись, давайте встанем и проведём физкультминутку.

(Физкультминутка)

- С первыми основами резьбы по дереву мы познакомились.

- Ребята, давайте обобщим занятие и подведём итоги. Скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня беседовали, с каким народным промыслом познакомились?

Всё верно, мы познакомились с таким народным промыслом, как резьба по дереву.

- Какие интересные факты вы сегодня узнали?

(Обучающиеся отвечают)

Использованная литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.

2. Вишневская B.М, Каплан Н. И., Буданов C.М. «Русская народная резьба и роспись по дереву» - М., 2010 г.

Публикации по теме:

«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа Цель. Дать детям представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Программное содержание: - развивать умение вести диалог, отвечать.

«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказочным персонажем - снежной феей. 2. Рассказать сказку «Новогодняя звезда». 3. Будить.

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Познавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группеПознавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группе С нетерпением ждала этого дня, когда наконец-то мои детишки познакомятся с этим удивительным краем, и вот этот день настал! На нашем любимом.

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп»Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.

Познавательная беседа «Мир морских ракушек» с элементами творческой деятельностиПознавательная беседа «Мир морских ракушек» с элементами творческой деятельности Цель: - рассказать детям о многообразии видов морских ракушек; - обратить внимание детей на то, что ракушки являются прекрасным природным.

Познавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возрастаПознавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возраста «Косу длинную сплели, ленточка в косе - Русскую красавицу в мире знают все!» Цель - познакомить детей с традиционной тряпичной игрушкой;.

Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?»Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Цель: обогащать знания детей о морских обитателях. Задачи: расширять.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, - развивать у детей интерес к истории своей страны, - формировать.

Познавательная беседа с элементами творческой деятельности «Пугало огородное»Познавательная беседа с элементами творческой деятельности «Пугало огородное» Цели: познакомить детей с историей возникновения огородного пугала. Задачи: - формировать интерес детей к получению новых знаний; - вспомнить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 20:59
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»» (включая файлы) размещена пользователем Мохова Татьяна Викторовна (УИ 224703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД