Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»

Мохова Татьяна Викторовна
Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»

Цель: ознакомление детей с наследием художественной обработки дерева; привитие любви к данному традиционному художественному ремеслу.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с возникновением народных промыслов, с фамилиями известных резчиков по дереву.

2. Развивать интерес к народному промыслу – резьба по дереву.

Оборудование: образцы изделий из дерева, украшенные резьбой; древесина; портрет резчика В. П. Ворноскова.

- Ребята, я вас познакомлю с видом народного промысла – это резьба по дереву.

Кто мне может ответить, что же это за вид народного промысла? Что вы знаете о нём? И какой необходимый материал нам нужен?

(Обучающиеся отвечают)

- Всё верно, для резьбы по дереву нам нужна древесина. Вижу, что немного знаете, и на нашем сегодняшнем занятии я расскажу вам историю этого народного промысла.

- Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто – нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и многое другое.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

С давних времён Россия славилась своим разнообразием лесных массивов, а также мастерами – резчиками по древесине. Русские избы строились из брёвен и обильно украшались резьбой с верху до низу (особенно карнизы, конёк, наличники на окна и двери, оттого, наверное, глядя на эту красоту – невольно сравниваешь резной узор с русскими кружевами.

Резные работы можно было встретить везде, так как позволить себе купить что-то из металла, например – ложку, крестьянин просто не мог (было крепостное право).

А вы знаете что … В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи леса, домовые духи, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа, и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году) и произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь на 5 дней в году останется беззащитной. А если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу.

Вырезали идола, который охранял всю деревню. Выполняли его 52 - мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4 – 5 метров) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников.

А вы знаете что … Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это для соблюдения гигиены.

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Пётр – 1, отправляясь в путешествие по Европе, всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

А вы знаете что … Что ещё в Х веке в Киеве существовали мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты.

В XVIII веке большое количество мастеров – резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Можно назвать десятки имён, представляющих гордость нашей культуры XIXвека, которым Мамонтов С. И. помог материально во время становления их мастерстваи которые были под его опекой: художники – Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Левитан, прекрасный певец – Шаляпин, композитор – Рахманинов; много ещё можно было бы вспомнить знаменитых имён, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

Им были созданы (открыты) и спонсированы русские школы по восстановлению промыслов художественной резьбы.

А вы знаете что … В последствие Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создаёт резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно – промышленное училище, где готовят мастеров народных художественных промыслов.

Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы. Но о видах резьбы мы будем говорить на другом занятии.

- Вот сколько интересных фактов и сведений мы с вами сегодня узнали о народном промысле – резьбе по дереву.

- А сейчас мы что – то с вами засиделись, давайте встанем и проведём физкультминутку.

(Физкультминутка)

- С первыми основами резьбы по дереву мы познакомились.

- Ребята, давайте обобщим занятие и подведём итоги. Скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня беседовали, с каким народным промыслом познакомились?

Всё верно, мы познакомились с таким народным промыслом, как резьба по дереву.

- Какие интересные факты вы сегодня узнали?

(Обучающиеся отвечают)

Использованная литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.

2. Вишневская B.М, Каплан Н. И., Буданов C.М. «Русская народная резьба и роспись по дереву» - М., 2010 г.

Публикации по теме:

«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа Цель. Дать детям представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Программное содержание: - развивать умение вести диалог, отвечать.

«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказочным персонажем - снежной феей. 2. Рассказать сказку «Новогодняя звезда». 3. Будить.

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Познавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группеПознавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группе С нетерпением ждала этого дня, когда наконец-то мои детишки познакомятся с этим удивительным краем, и вот этот день настал! На нашем любимом.

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп»Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.

Познавательная беседа «Мир морских ракушек» с элементами творческой деятельностиПознавательная беседа «Мир морских ракушек» с элементами творческой деятельности Цель: - рассказать детям о многообразии видов морских ракушек; - обратить внимание детей на то, что ракушки являются прекрасным природным.

Познавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возрастаПознавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возраста «Косу длинную сплели, ленточка в косе - Русскую красавицу в мире знают все!» Цель - познакомить детей с традиционной тряпичной игрушкой;.

Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?»Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Цель: обогащать знания детей о морских обитателях. Задачи: расширять.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, - развивать у детей интерес к истории своей страны, - формировать.

Познавательная беседа с элементами творческой деятельности «Пугало огородное»Познавательная беседа с элементами творческой деятельности «Пугало огородное» Цели: познакомить детей с историей возникновения огородного пугала. Задачи: - формировать интерес детей к получению новых знаний; - вспомнить,.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Нравственно-познавательная беседа «Путешествие в мастерскую резчиков по дереву»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 20:59
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. День мини-музеев на МААМ

Ежегодно 18 мая музейные работники во всём мире отмечают свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Мы тоже часто используем в работе с детьми средства музейной педагогики и обмениваемся...

17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...


Горячие темочки