Наталья Чивелёва
Нравственное развитие старших дошкольников и их самореализация в спектакле театра теней по былине «Добрыня и Змей»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка о мастер-классе.
[/b]
Тема мастер-класса
[/b]: Нравственное развитие дошкольников и их самореализация через театр теней по былине «Добрыня и Змей»
Место проведения:. 10.00 ч., театральная комната.
Сведения об авторе: Трипольская Наталья Викторовна
Аннотация мастер-класса: мастер-класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Нравственное развитие старших дошкольников и их самореализация в спектакле театра теней по былине „Добрыня и Змей“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Сценарии праздников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Сказки и былины о храбрых богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Былины внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Учат держать данное слово. Идеал человека, данный в сказках, былинах можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки)
Прежде чем начать работу, мы с детьми прошли несколько этапов:
1. рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси во времена князя Владимира;
2. рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;
3. чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей»;
4. чтение пословиц и поговорок о добре и зле;
5. рассматривание иллюстраций к былине «Добрыня и Змей»;
6. знакомство с театром теней;
7. изготовление атрибутов (ширмы и персонажей);
8. разучивание текста с детьми-героями былины «Добрыня и Змей»;
9. обучение детей вождению фигур в театре теней;
репетиции к показу;
10. показ спектакля театра теней «Добрыня и Змей»;
11. родительский всеобуч по теме мастер-класса.
Рекомендуемая литература:
1. Игнатова С. В. Илларионова Н. В. Театр теней своими руками.
2. Интернет.
Контактный телефон автора, электронный адрес:
Телефон:. e-mail: tri-polja@mail.ru
План-конспект мастер-класса
Уважаемые коллеги и родители! Сегодня на нашем мастер-классе мы вместе постараемся взглянуть по-новому на нравственное развитие дошкольников, понять для чего же необходима театрализованная деятельность в нравственном воспитании.
Нравственное воспитание дошкольников- это формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребности быть полезным и добрым, готовности использовать для этого все свои возможности.
А ведь именно театр для детей когда-то, первоначально, и был для этого предназначен…Первые театральные постановки для детей возникли в семье. Традиция домашнего театра непременно ориентировалась на вечные ценности. Что со временем было утрачено…
«Почему былина?»- спросите вы. Отвечу: «Былина представляет богатый материал для нравственного воспитания детей. И мы вам сегодня это покажем».
Тема:
[/b]
Нравственное развитие дошкольников и их самореализация через театр теней по былине «Добрыня и Змей».
Педагог-мастер: Трипольская Наталья Викторовна.
Дата проведения:.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад №5 «Колокольчик»», театральная комната.
Цели и задачи мастер-класса:
Цель: обучение и показ родителям, педагогам, дошкольникам приемов и способов развития нравственности через театр теней по былине «Добрыня и Змей»; формирование у детей старшего дошкольного возраста опыта нравственного поведения.
Задачи для родителей:
образовательные: повысить педагогическую просвещенность родителей по формированию у детей нравственности через театрализованную деятельность в условиях сада и семьи;
развивающие: развивать умения и способы взаимодействия с ребенком в театрализованной деятельности в условиях семьи;
воспитательные: воспитывать родительскую активность.
Задачи для детей:
образовательные:
1) формировать опыт нравственного поведения;
2) расширять и углублять знания детей об окружающем мире в процессе театрализованной деятельности;
3) совершенствовать моторику и координацию движений;
развивающие:
1) развивать эмоциональную сферу, коммуникативность, способность к творчеству в театрализованной деятельности;
2) развивать внимание, память, воображение;
3) активизировать и совершенствовать словарный запас дошкольников;
4) развивать эмоционально- волевую сферу детей;
воспитательные: воспитывать нравственные качества у дошкольников как средствами участия в театрализованной деятельности, так и через драматургический материал.
Оборудование: ширма для театра теней, фигуры для театра теней.
Ход мастер-класса.
Вводная часть.
• Воспитатель читает отрывок из былины:
«Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, её от врагов оборонять.»
- Из какого произведения эти строки?
-Что это за произведение? (Былина)
-Что такое былина?
-Чему нас учат былины? Какова их главная мысль?
-Итак. Дорогие ребята, сегодня мы приглашаем вас в незабываемый, завораживающий мир театра-театра теней. Мы покажем вам былину «Добрыня и Змей».
Основная часть.
• Показ театра теней по былине «Добрыня и Змей».
Заключительная часть.
-Как и в сказке, в былине добро противопоставляется злу, и зло должно быть обязательно уничтожено. Только вот, в отличие от героев сказок, былинные богатыри не располагают никакими волшебными предметами.
-Как, с помощью чего борются богатыри со злом? (С помощью силы, которая дается им с рождения).
-Какими качествами обладают богатыри?
-Чем ты хочешь быть похож на Добрыню Никитича?
Вывод.
«Жизнь дана на добрые дела».
-Читайте детям чаще сказки и былины с нравственным содержанием, этого порой нам так не хватает.
«Совершайте добро, пока вы существуете».
Д. Дидро.
«Вечером слушаю сказки- вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А. С. Пушкин
-Спасибо за внимание.