МААМ-картинки

Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу

Ирина Лукина
Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу

Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу

«Испокон века книга растит человека» - русский народный фольклор

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература, ведь она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт образцы русского литературного языка.

Публикация «Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу» размещена в разделах

В нашем детском саду ведётся систематическая работа с дошкольниками по нравственному воспитанию, целью которой является научить ребёнка основам культуры по отношению к самому себе, людям, природе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Для формирования нравственного воспитания я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для эффективной работы я определила ряд задач:

- Воспитание у детей нравственных качеств : любовь и уважение к родителям, бережного отношения к миру природы и её обитателям, терпение, милосердие, трудолюбие, умение уступать друг другу и принимать помощь с благодарностью.

- Содействовать развитию познавательной сферы детей, обогащению словаря и развитию связной речи;

- Формировать у детей умение отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- Развивать у детей читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Знакомя детей с произведениями детской художественной литературы, я большое внимание уделяю критериям отбора книг для чтения:

- высокий художественный уровень, литературная ценность;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным особенностям детей;

- занимательность сюжета, простота и ясность композиции.

Работая над темой: «Социально – нравственное воспитание посредством художественной литературы», я использую такие формы работы как:

- Чтение и беседа о содержании художественных произведений;

- Драматизация сказок;

- Игра – инсценировка;

- Проигрывание ситуаций;

- Театрализация;

- Выставки книг, творческих работ, рисунков по содержанию художественных произведений.

- Праздники и развлечения.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку. Важная роль отводится воспитателю, и я помогаю детям осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении, выражать свое отношение к ним (кто нравится и почему) и как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

Роль русских народных сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира неоценима. Знакомя детей со сказкой, раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство, затрагиваются морально – этические стороны жизни. Чтение русских народных сказок я сопровождаю показом иллюстраций художников. Это позволяет лучше понять смысл произведения, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывает у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала игры-инсценировки, обыгрывание ситуаций, игры - драматизации. Так, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

В социально – нравственном воспитании большая роль отводится не только дошкольному учреждению, но и семье. Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Самые близкие люди в жизни ребёнка – это родители. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные ценности, созданные нашими предками, что в первую очередь, именно родители – главные ответственные за воспитание своих чад. Таким образом, нравственное воспитание должно охватывать всех: и родителей, и детей, и педагогов. Семья и детский сад – два важных института в становлении личности ребёнка, которые сформирует гармонично развитого человека. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании ребёнка посредством художественной литературы осуществляется через совместные развлечения «Страна Потешек», участие в конкурсе «Зимняя сказка», оформление выставок «Колобок в гостях у ребят, изготовление поделок на тему: «Путешествие по сказкам». Мною были проведены консультации для родителей на темы: «Истоки доброты» «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Посеем в детских душах доброту».

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является важным средством в нравственном воспитании дошкольников.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Гендерное воспитание детей через художественную литературу Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития.

Инновационный опыт «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие,.

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей через сказку» в старшей группе Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу» Цель: Развитие речи детей, через ознакомление детей с художественной литературой Задачи: 1) Речевое развитие: Учить находить заданный звук.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов» Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение их к творчеству русских композиторов. «Кем бы ни стал в дальнейшем.

Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова.

Мастер-класс для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество» Мастер-класс для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество» Цель: расширение знаний участников.

Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу» Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества.

Протокол педсовета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым ПРОТОКОЛ № 4 от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 19:36
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД