Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культуре хакасского народа

Татьяна Тоскоракова
Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культуре хакасского народа

Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного образования нравственное воспитание занимает далеко не первое место. Педагоги, выполняя заказ родителей, ориентированы, прежде всего, на подготовку детей к школе, которая нередко рассматривается как формирование определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Между тем успешность обучения в школе зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от социально- нравственных представлений: уважительного отношения к взрослым и сверстникам, чувства патриотизма и т. д.

Важным средством нравственного воспитания является приобщение детей к культуре хакасского народа. Приобщение к культуре особенно значимо в дошкольные годы. Посещая кружок «Культура Хакасии» и на занятиях по краеведению дети узнают культуру, быт, традиции хакасского народа. Работая по этой теме, мы поставили следующие задачи:

- Воспитание уважительного отношения к сверстникам взрослым разных национальностей, национальным традициям и обычаям хакасского народа.

- Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.

- Приобщать к культуре и традициям хакасского народа.

- Воспитывать лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие,

гостеприимство.

- Развитие интереса к устному народному творчеству.

Изучают дети культуру хакасского народа через устное народное творчество, художественную литературу, музыкальное народное творчество, этнические - мини- музеи.

В педагогический процесс были включены разнообразные формы работы с детьми: игры- занятия, беседы, викторины, праздники, спортивные состязания, мини- театры и др.

В группах оборудованы национальные уголки, создается и приобретается необходимый дидактический материал, создана игротека игр разных народов, совместно с родителями изготовлены атрибуты к играм.

Занятия проводятся в форме увлекательной игры, беседы. Праздники Чыл- пазы (Новый год, Чир – Ине (День Матери-земли, Хуртуях- (День почитания пожилых людей) заканчиваются традиционными, национальными блюдами. Атмосфера игры и праздника воспринимаются детьми как увлекательное действо. События празднования подаются в игровой, театральной форме, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях чувствах и поведении в похожей ситуации. Предлагается детям рисовать свои впечатления о празднике. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. В процессе такой работы дети становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, традициях и обычаях хакасского народа. При этом работа построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Родители с большим интересом

«открывают» для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание праздника и становится активным его участником.

Воспитание у детей нравственных чувств - это сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, честным ит. п.). Формирование этих представлений основывается на доступных, конкретных, образных примерах из жизни и художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом очень важно, развивать у детей способность устанавливать причинно- следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своих появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п.

Работая по этой теме, у детей повысился уровень знаний о животном и растительном мире, дети знают хакасские народные сказки, узнают героев, знают блюда национальной кухни, национальную одежду, утварь, национальные игры, а также формируются у детей этические представления. Мы продолжаем воспитывать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Литература:

1. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Под редакцией А. М. Виноградовой.

2. «Нравственное воспитание дошкольников» Под редакцией В. Г. Нечаевой.

3. Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

4. Космачева Н. В. «Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников» // Детский сад: теория и практика. 2011 №4. С. 17- 26.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культуре хакасского народа
Опубликовано: 21 мая 2014 в 17:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Фотоотчет о посткроссинге. Горячий сибирский привет из Красноярского края
Здравствуйте, уважаемые коллеги! География нашей переписки расширяется! За время летних каникул мы получили три письма. Мне так не терпелось открыть,...
Сценарий новогоднего сказочного представления для детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий новогоднего сказочного представления для детей старшего дошкольного возраста «Снегурочка» Основа сценария была найдена в интернете, но, к...
Проект ко Дню защитника Отечества
Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным...