Папки-передвижки

Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки

Елена Павлихина
Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик»

142003, Московская область, город Домодедово, микрорайон Западный, улица Дружбы, стр. 4а

E-mail : zolotoykluchik23@mail.ru, Тел: 8(496)794-54-57

Сообщение на тему:

«Нравственное воспитание дошкольников

посредством музыки»

Публикация «Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки» размещена в разделах

(Муниципальное методическое объединение музыкальных руководителей

«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в

Музыкальной деятельности»)

Подготовил:

Воспитатель

Павлихина Е. В.

г. Домодедово - 2018г.

Нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка.

Современная концепция дошкольного образования признает большое влияние на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: доброты и красоты. Большие возможности для этого заложены в содержании работы по музыкальному воспитанию. Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Под влиянием хорошей музыки «дух возносится», как сказал еще Ломоносов.

Педагоги МАДОУ детского сада №23 «Золотой ключик» ведут активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов музыкального образования и воспитания, где на первый план выдвигается формирование нравственно-личностных качеств ребенка, его духовного мира.

Основными принципами решения поставленной задачи являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, её взаимосвязь со всеми видами деятельности.

Целенаправленная работа начинается уже с раннего возраста необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Он задолго до развития речи реагирует на звуки музыки, поэтому с детьми этого возраста слушаем произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветленность. Как показывает практика, дети с раннего возраста с удовольствием слушают музыку старинных композиторов: И. С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта.

Как показывает мой опыт, слушание классической музыки должно быть по-разному активным, с включением движения, творческой игры с инструментами, пением, звучащими жестами. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания. В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия; простейшее движение, доставляющее им ни с чем не сравнимую радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувств. Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется нелепым и ненужным.

Дети, подражая взрослым, танцуют под звучащую музыку и делают это намного интересней, изобретательней, придумывая танец с радостью, бьющейся через край. Ребята очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов, когда подобное приглашение исходит от самой музыки. Многочисленные примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязь музыки и движения, которую так естественно чувствуют дети и теряют со временем взрослые.

Поэтому в музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент. «Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи» - все эти формы преподавания вызывают восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, созидателями, а не сторонними наблюдателями и слушателями. Они внутри музыки, а не вне ее.

Понимая, что духовный мир русского человека можно лучше понять, обращаясь к истокам народной культуры, педагоги нашего ДОУ знакомят детей с песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной жизни народа, объективными законами красоты. Для удовлетворения рано возникающей у детей младшего возраста потребности в художественном слове, ритмичных движениях педагогами используются в работе с детьми потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни.

Детей старшего возраста знакомим с русской лирической песней, демонстрируя как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразились жизнь русского человека, ее горести и радости.

С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине, в перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент - современная и старинная музыка русского народа, как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Формирование у детей целостного представления о культуре русского народа происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором в разнообразных формах, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности.

Одним из средств реализации задач духовно – нравственного воспитания стало проведение совместных (детей, педагогов, родителей) таких праздников, как Рождество, Пасха, встреча весны «Жаворонки», яблочный и медовый Спас. По своей направленности работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового.

Музыкальные руководители знакомят детей с красотой обряда, рассказывают о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется всё живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться. Это делает ребят лучше, чище, духовно богаче.

В настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Поэтому, педагогами ДОУ, совместно с родителями, регулярно проводятся досуговые мероприятия, посвящённые поздравлению детей с днём рождения и именинами, праздники семейного общения, «День матери», «День семьи, любви и верности», которые стали для всех любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.

Последнее время часто приходится наблюдать проявления таких качеств у детей, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним его успехам, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому важной задачей по воспитанию социально-коммуникативных отношений мы выделили включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Коммуникативные танцы и игры мы используем в самых разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей.

В творческой копилке педагогов нашего ДОУ разнообразный опыт лучших педагогов-музыкантов, отечественных и зарубежных, собственные педагогические находки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, музыкальные минутки вхождения в день, которые стали доброй традицией позитивного начала дня, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.

В результате планомерной работы у дошкольников воспитано положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

И поэтому мне хочется вспомнить восточную мудрость:

«Если хочешь обеспечить будущий сад, сей просо.

Если рассчитываешь на десятилетия, сажай деревья.

Если же твои планы охватывают целое столетие, воспитывай людей».

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения их к православным праздникам Задачи: 1. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью музыки Проблемы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки. «Нельзя.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду посредством сказкотерапии Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в ДОУ посредством сказкотерапии» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский.

Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Петрова О. К. Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района.

Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки» самообразование по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки. Актуальность выбранной темы: В настоящее время.

Семинар-практикум «Нравственное воспитание посредством игры» для воспитателей Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо улыбнуться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 13:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД