Получи документы

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения

Елена Ахламова
Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения
▼ Скачать + Заказать документы

Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении наукой жизни. Поскольку обществу необходимы жизнеспособные, творческие люди с развитым чувством ответственности, достоинства, поэтому приоритетным с первых лет жизни является ценностное, социально-моральное развитие личности [45].

Публикация «Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения» размещена в разделах

Состояние общества определяется соблюдением норм морали, которые общеприняты и обязательны. Нравственное воспитание детей является приоритетным по сравнению с другими составляющими воспитания, поскольку его уровень влияет на формирование всех сторон личности.

Нравственный человек – тот, кто по внутреннему побуждению или потребности нравственно себя ведёт, и, самое главное, это соответствует его привычке поведения. В этом случае внешний контроль не нужен, поведение контролируется собственными взглядами и убеждениями. Нравственное воспитание заключается в выработке необходимых взглядов и убеждений у подрастающего поколения [65]. Цель и задачи воспитания нравственности представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Цель и задачи воспитания нравственности

Специфика реализации задач нравственного воспитания обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями, нормами общественной морали, принципам регулирования поведения и т. п. Учитывая это, период дошкольного возраста является тем этапом жизни человека, который определяет его последующее вхождение в социальную среду. Конечно, природные предпосылки морального развития у детей разные, однако они выступают отправной точкой для формирования у детей нравственных чувств и качеств, побуждают их к усвоению определенных норм и правил, развивают соответствующие мотивы и привычки поведения. Результативность же нравственного воспитания будет зависеть и от того, кто для детей является носителем нравственной культуры.

Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена в принятом ФГОС дошкольного образования [44]. Утвержденная Программа подразумевает «создание условий для всестороннего личностного морально-нравственного развития ребенка», а одной из приоритетных задач выделено «становление первичной ценностной ориентации дошкольника». В Стандарте представлены требования к результатам освоения Программы, составляющие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок должен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.». Это значит, что дошкольник должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствие с ними свое поведение.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон процесса становления личности. Нравственное воспитание помогает ребенку освоить моральные ценности и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. В поступках и поведении ребенка воплощается нравственные убеждения и представления [15].

Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс. В основе воспитания нравственной привычки должна быть сформированная положительная мотивация поведения детей. Нравственные поступки человек совершает под руководством моральных мотивов, побуждающих к размышлению над соответствующими проявлениями образа действий. Возможность добиваться от детей осознанного и обоснованного поведения взрослым ведется на основе целенаправленной работы по формированию мотивов. Сформированные моральные мотивы можно считать основой нравственного поведения и результатом воспитания.

Как показывает анализ литературных источников, приоритетным в нравственном воспитании детей является развитие нравственных чувств, обусловленных условиями жизни ребенка, его деятельностью и влиянием близких взрослых. Именно поэтому важным является осуществление воспитательного воздействия на детей с целью развития их морально-эмоциональной сферы, а результатом процесса нравственного воспитания является сформированность у ребенка совокупности поступков, то есть нравственных действий, которые характеризуются осознанностью общественно значимых мотивов.

Необходимо отметить, что воспитательные воздействия, как внешние воздействия, могут способствовать формированию не только нравственных качеств, но и положительных черт характера детей, если они побуждаются положительными внутренними отношениями и стимулируются собственным стремлением к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания дают качественный результат при условии наличия довольно сильного внешнего контроля со стороны взрослых, а также общественного мнения и угрозы наказания. Но основой показателя сформированности нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Именно он является основой эмоционального дискомфорта, недовольства собой, если пришлось поступить иначе в проверенных личным опытом правилах общественной жизни.

Сформировать внутренний контроль можно, опираясь на активную деятельность ребё нка в различных сферах: интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой. Ребенок свои побуждения подчиняет представлениям и знанию о культуре человеческого бытия, что дает возможность повысить самооценку личности, развить чувство собственного достоинства. Формирование навыков самоконтроля будет способствовать в успешном развитии нравственных качеств личности.

Нравственное развитие ребенка, как считает Р. Р. Калинина [25] основывается на трехкомпонентной структуре нравственности. Характеристика ее структуры представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Трехкомпонентная структура нравственности

Таким образом, основным результатом нравственного воспитания ребенка должно стать нравственное поведение ребенка. У детей дошкольного возраста эмоциональная реакция поведения и деятельности является ведущей, поскольку именно социальные эмоции играют важную роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Учитывая все выше сказанное, на наш взгляд, воспитатели дошкольных образовательных учреждений в процессе организации жизнедеятельности детей должны создать благоприятные условия для формирования у них :

нравственного сознания (знаний нравственных норм, нравственных чувств, зарождение совести как внутренней этической инстанции);

нравственных отношений (значимых для ребенка деловых и личных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми);

нравственной деятельности (умение руководствоваться в своем поведении нравственными нормами, инициировать другим помощь и поддержку, сочувствовать и сорадоваться, испытывать удовольствие от возможности сделать кому-то приятное, осуществлять выбор в пользу добра, придерживаться моральных норм, сопоставлять с ними поведение других).

Задача обеспечения полноценного нравственного воспитания в педагогическом процессе предполагает планирование и воплощение соответствующей системы воспитательного воздействия на детей.

Специалисты считают, что ребенок дошкольного возраста способен к более-менее сознательному поведению, у него развивается ощущение реальности, он способен к начальному самопознанию, заинтересованности к окружающим, к эмпатии, элементарному анализу и выводам, выявлению элементарного такта и культуры взаимоотношений. Поэтому цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы сформировать у ребенка умение строить взаимоотношения с социальной средой на уровне эмоций, чувств, мыслей, готовности к восприятию разных людей, их взглядов, обычаев, традиций такими, какими они являются.

Исследование основ личностного становления дошкольника показало, что моральная позиция дошкольника раскрывается в формах и содержании его отношения к партнеру по общению. Мысленная модель поведения базируется на теоретическом знании и разграничении гуманного и антигуманного. Соответственно возникает близкий к идеалу образ поведения. Осознание результатов поступка, сопоставления их с мысленным эталоном вызывает эмоциональную реакцию (переживание, одобрение, осуждение и т. п., а в дальнейшем трансформирует применение этого эталона. Внутренние потребности развивающейся личности выступают побудительным рычагом морального поступка [10, с 151].

Важно отметить, что старший дошкольный возраст характеризуется с одной стороны высоким уровнем активности, инициативности, любознательности, а из другой – определенной ограниченностью развития психологических характеристик : неразвитое ощущение безопасности; неумение контролировать себя, свое поведение и осознавать его нравственность; свойственная непосредственная импульсивность и эмоциональность. Дошкольник может часто проявлять враждебность и эгоизм по отношению к людям, которые его окружают. Но, в то же время, он может проявлять бескорыстную щедрость, великодушие, доброту и способность к отношениям с кем угодно в самых неожиданных ситуациях.

Следует отметить то, что старшие дошкольники способны выделять тех ровесников, к которым чувствуют неприязнь. Это те из них, которые проявляют конфликтность, драчливость, агрессивность, скупость и тем самым вызывают негативные эмоции во взаимоотношениях. Несмотря на это, большинство дошкольников быстро прощают или забывают негативные поступки и опять вступают с такими ровесниками в контакт. Эта особенность психологического поведения дошкольника является очень важной в формировании толерантных взаимоотношений.

По мнению ученых (Т. Алиева [2], А. Маслоу [35], у детей дошкольного возраста враждебность носит не инстинктивный характер, а скорее реактивный, защитный. Это дает право утверждать, что негативных проявлений в отношениях можно избежать и легко можно создать условия для их профилактики. Важно с ранних лет относиться к ребенку как к равноправной личности с уважением, окружать ее позитивными эмоциями, примерами доброжелательного отношения к окружающим. Наблюдения убеждают, что именно доброжелательная атмосфера в семье и дошкольном учебном заведении положительно влияет на взаимоотношения старших дошкольников и способствует становлению благосклонности, побуждает к возникновению выборочности во взаимоотношениях, терпению к неприятным контактам. В процессе общения со взрослыми растет ориентация ребенка на социально-приемлемые нормы взаимодействия. Ведь особенностью психологического развития детей дошкольного возраста является способность и желание ребенка к эмпатии и подражанию, как позитивного так и негативного, соответственно того, с чем он в жизни встречается. Поэтому так важно создавать для дошкольника такую среду, в которой бы господствовали взаимопонимание, уважение, доверие и любовь.

Еще одна важная психологическая особенность взаимоотношений дошкольников – они всегда стремятся контактировать с теми, с кем им интереснее играть, общаться, кто им может поведать что-то новое или владеет умениями и навыками, необходимыми для определенной деятельности, интересующих их в данный момент. И, обычно, таким человеком становится взрослый или старший ребенок. Кроме того, для старших дошкольников характерно стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Стремление к единству во всем со старшими добавляет детям уверенности в их правоте. Взаимоотношение дошкольника со взрослым накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками. Поэтому особо важно, чтобы ребенка окружали люди, которые бы сами придерживались гуманистических взглядов. Это дает ребенку новые знания, соответствующие правила поведения, моральные аспекты взаимодействия и поможет определить правильный путь построения отношений в обществе.

По мнению Н. В. Бариленко, одной из основных особенностей проявления толерантных отношений у дошкольников является их естественная открытость другим людям. Эта открытость ребенка базируется на приятии (или неприяии) «другого» [4, с 24-31]. У детей этого возраста еще не до конца сформированы стереотипы : правильно-неправильно, хорошо-плохо, норма-отклонение и т. п. Поэтому ребенок с легкостью принимает любого «другого». Таким образом, именно от взрослого будет зависеть, научит ли он ребенка доброжелательно воспринимать человека, непохожего в своем поведении, взглядах, умениях, как «другого», а не как «худшего». Здесь важно научить ребенка воспринимать «другого», его точку зрения, а также уметь сохранить свое мнение.

Отношения со сверстниками помогают преодолеть ребенку тесные семейные связи и наладить контакт с равными себе партнерами. В этом возрасте растет стремление к сотрудничеству, признанию, уважению, сопереживанию. Чрезвычайно важным становится уважение ровесника, возможность и желание быть соавтором какой-то совместной деятельности, разделять свои переживания, мысли.

Среди характерных проявлений в отношениях дошкольников можно выделить также справедливое отношение друг к другу, что базируется на равноправии каждой личности. Проявляется это в справедливом распределении обязанностей во время трудовой деятельности, ролей во время игры. Ведь ребенок уже может очертить свои склонности, определяя добродетели ровесника и мотивируя свои взаимоотношения с ним, выразить критику на поступки, признаки внешности, взаимоотношения ребенка с другими. Также это и право ребенка на самоопределение, на возможность заниматься чем хочет, с кем хочет, или вообще на уединение. Несмотря на то, что детям этого возраста свойствен естественный эгоизм, в то же время, благодаря естественной бескорыстности ребенка легко научить справедливости в отношениях со сверстниками, воспринимать их как равных себе, выражать свое мнение или впечатление толерантно.

Еще одна важная особенность отношений дошкольников – это забота о другом человеке, то есть проявление сочувствия и желание помогать другим. Ведь именно в этот период развития у ребенка начинает развиваться потребность в коллективе, когда он может взаимодействовать даже с малопривлекательными игровыми партнерами. Как отмечает О. А. Шаграева, одной из важнейших психологических характеристик этого возраста является способность дошкольников к бескорыстному сочувствию и умению эмоционально отзываться на потребности «других» [66]. Дошкольник стремится эмоционально поддержать сверстника, а особенно более слабого или меньшего (часто это наблюдается в разновозрастных группах, помочь ему, поделиться своими игрушками, доверить свои тайны и т. п. Конечно же, есть и такая категория детей, которые кроме своих побед, проблем и переживаний ничего не замечают. Они заняты своими делами и не проявляют заинтересованность к проблемам и неурядицам других детей.

Учитывая характерные особенности психологического развития детей дошкольного возраста и их эмоциональное восприятие, нами выделены специфические средства влияния на ребенка для успешного формирования гуманного отношения к сверстникам. Это – игра, беседа (обсуждение, взаимодействие (совместная деятельность, детские праздники, психологические развивающие занятия (психогимнастика, арттерапия, элементы психодрамы и т. п.).

Приоритет именно этих средств влияния связан с тем, что важным аспектом всех отношений дошкольника является обязательное наличие определенных действий: общей игры как основного вида деятельности дошкольника, коллективного труда, учебы, общения. Вне пределов этих взаимодействий не могут формироваться гуманные отношения между детьми. Общение и совместная деятельность в группе сверстников – важный источник формирования позитивных отношений друг с другом. И все же, без специально организованных отношений и педагогического влияния взрослого деятельность детей может оказаться безрезультативной воспитательном аспекте). Поэтому необходимо отметить важность формирования профессиональной готовности педагога в создании условий для профилактики и предупреждения конфликтов, агрессивности, непонимания между всеми участниками образовательного процесса в дошкольном учебном заведении.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

«Волшебные слова творят чудеса». Нравственное воспитание старших дошкольников Цели: Нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки. Задачи:.

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования российского патриотизма Сигаева В. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Березка» г. Губкин Белгородская область Духовно-нравственное воспитание.

Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией. Особенности формирования мелкой моторики у детей с дизартрией. Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной. Features of communication in preschool children of.

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Основа.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Воспитание культуры общения у старших дошкольников Оглавление Введение….….3 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 20:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ахламова (УИ 335271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД