Получи документы

Нравственное воспитание старших дошкольников

Маргарита Казаченко
Нравственное воспитание старших дошкольников

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Казаченко М. А., магистрант

2 года обучения направления подготовки

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Педагогика и воспитательные науки»

Публикация «Нравственное воспитание старших дошкольников» размещена в разделах

В статье раскрывается сущность понятия «арт-педагогика», раскрыта ее сущность и отличительные особенности. Особое внимание обращено на важность использования средств арт-педагогики в нравственном воспитании старших дошкольников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, старший дошкольник, арт-педагогика, средства арт-педагогики.

В настоящее время личностно-ориентированного образование представляется как сложный процесс, как многоуровневое пространство, в котором создаются условия для развития личности. В связи с эти, его основной задачей должно стать создание новой системы ценностей, которая бы способствовала становлению нравственной культуры и гуманистической направленности личности.

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [6]. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [5]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [5]. На сегодняшний день, для отбора содержания нравственного воспитания, необходимо опираться на общечеловеческие ценности: справедливость, толерантность, гуманизм (B.C. Библер, В. А. Блюмкин, Е. В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н. И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие эмоционально-личностно и внутренне-осознано принять нравственные нормы.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной, привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85]. И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [8, с. 36].

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет группу художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

В связи с этим, все большую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок - искусство» (Б. А. Бегак, Г. Г. Григорьева, Е. С. Казакова, Т. С. Комарова, И. Д. Мельникова, Т. И. Сафронова, Н. Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие). Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует серьезная проблема организации нравственного воспитания. Это выражается в формальном подходе к введению ребенка в мир искусства, т. е. не в полной мере на принимаются во внимание все воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства.

Теоретический анализ изучаемой проблемы в философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературе позволил констатировать, что искусство и нравственность как сложноорганизованные социокультурные явления имеют значительное количество точек преломления и сходных компонентов; поэтому они способны к взаимовлиянию и взаимодополнению. В связи с этим особую актуальность приобретает использование формирующего воздействия арт-педагогики как современной технологии воспитания, основанной на интегративном применении в целях педагогического влияния на личность ребенка различных видов искусства и форм художественной деятельности детей. [2]

Термин «арт-педагогика» появился сравнительно недавно, в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов арт-педагогика часто является синонимом арт-терапии и используется в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и технологиям арт-педагогики для повышения эффективности работы с нормальными детьми, а также с одаренными детьми.

Е. А. Медведева проанализировала содержание понятия арт-педагогики. В своем учебном пособии «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» она разводит понятие «арт-педагогика» с понятиями «арт-терапия», «художественное образование», «эстетопедагогика», «психо-педагогика искусства», которые очень часто встречаются в литературе. Елена Алексеевна предлагает рассматривать арт-педагогику как «современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач». [1]

Таранова Е. В. предлагается следующее определение арт-педагогики: «это современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач». [4]

В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества детей образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.

Основными функциями арт-педагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Но есть у артпедагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Арт-педагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и воспитанника, «вплетенное» в самые разнообразные виды образовательной деятельности.

Арт-педагогика имеет некоторые наиболее общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне очерченной области педагогической деятельности:

использование искусства и его средств, в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества воспитанниками;

интериоризация знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;

отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности». [3]

Список литературы:

1. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие /Е. А. Медведева. - Москва, Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.

2. Панкратова, Л. Я. Воспитание нравственно-эстетических чувств/ Л. Я. Панкратова // Дошкольное воспитание. - 2000.-4.- С. 6-8.

3. Таранова, E.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий [Электронный научный журнал «Педагогика и психология»]. – Режим доступа: pedagogy-and-psychology.ingnpublishing.com

4. Таранова, Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Таранова Евгения Владимировна. - Ставрополь, 2003.- 17 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL : www.vestnik.edu.ru/proect.html

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. : Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с

8. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М. : Академия, 2011. — 144 с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Духовное и нравственное воспитание дошкольников Семья — эта та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. Сухомлинский). Основной целью духовно-нравственного воспитания.

Доклад на педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Доклад на педсовет по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна «Мы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе»Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Нравственное.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников Недавно мне пришлось писать курсовую работу по проблеме влияния художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников.

Выступление Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В России за последние годы произошли изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. В последние годы Российская политика поднимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание старших дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 13:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД