Светлана Карпова
Мастер-класс для родителей по звуко-буквенному анализу слов «О чем говорят звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
О чем говорят звуки?
(звуко-буквенный анализ слов).
Форма проведения: мастер- класс
Задачи: Познакомить родителей с согласными и гласными звуками. Определять звонкость и глухость звука. Научить характеризовать гласные и согласные звуки. Сформировать навык звуко-буквенного анализа.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Подготовить необходимый материал и пособия:
-«горошины» синего, зеленого, красного цвета;
-звуковичек с буквой;
Публикация «Мастер-класс для родителей по звуко-буквенному анализу слов „О чем говорят звуки?“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
-коврограф;
-разрезные кассы на каждого родителя
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Современная школа предъявляет ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, писать графический диктант. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, я знакомлю детей со звуками, а затем с буквами, знакомлю с элементарными навыками чтения и письма, развиваю умения работать с разрезной кассой (выкладывание под диктовку слов, предлагаю упражнения для развития мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Когда мы знакомимся с новым звуком и буквой, к нам приходит в гости Звуковичек. Он приносит с собой «горошины», обозначающие звук и букву.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Уважаемые родители, я предлагаю вам на время стать моими воспитанниками. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками, научимся их характеризовать. Научимся «шифровать» слова с помощью «горошин».
- Какие вы знаете гласные звуки? (а, о, у, и, ы, е, ю и т. п.)
- Почему эти звуки называют гласными?
Правильно, когда мы их произносим, выдыхаемый воздух не встречает преграды, и эти звуки можно спеть. Все гласные звуки мы обозначаем красной «горошиной».
- А какие вы знаете согласные звуки? (б, н, п, ж, ш, з, с и т. п.)
Правильно, эти звуки согласные. Когда мы их произносим, выдыхаемый воздух встречает преграду.
Но мы еще знаем, что согласные звуки бывают разные : звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- А как же определить, какой звук, глухой или звонкий?
Сейчас мы с вами это узнаем:
Произнесите звук [З], положите свою ладошку на горло, у вас там зазвенел звоночек? (да)
А теперь произнесите звук [С]. – Звенит звоночек? (нет)
А сейчас заткните уши и произнесите, сначала звук [З], а затем звук [С].
Когда вы произносили звук [З] вы его слышали, потому что он звонкий, а когда произносили звук [С] вы его не слышали- он глухой.
Аналогично произносятся звуки [б-п], [в-ф].
Согласные звуки бывают твердыми (с «плохим настроением», мы эти звуки обозначаем синими «горошинами». А бывают мягкими (в «хорошем, добром настроении», когда мы их произносим, мы улыбаемся. Обозначаем такие звуки зеленой «горошиной».
2. Д/и «Зашифруй слово»
А сейчас я вам предлагаю зашифровать слово. У вас на столах горошины разного цвета. Выложите перед собой слово, обозначая звуки «горошинами».
Например, слово ВАГОН (на коврографе)
-Какой первый звук? (В) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (синей);
Какой второй звук? (А) -Какой это звук? (гласный, Какой горошиной обозначим? (красной);
-Какой третий звук? (Г) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (синей);
-Какой четвертый звук? (О) - какой это звук? (гласный)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (красной);
-Какой 5-й звук? (Н) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (синей).
А сейчас сами зашифруйте слово и мы его проверим.
Слово СИМА
-Какой первый звук? (С) - какой это звук? (согласный, глухой, мягкий)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (зеленой);
Какой второй звук? (И) -Какой это звук? (гласный, Какой горошиной обозначим? (красной);
-Какой третий звук? (М) - какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (синей);
-Какой четвертый звук? (А) - какой это звук? (гласный)
- Какой горошиной обозначим этот звук? (красной).
Правильно вы справились заданием.
3. Работа с разрезной кассой (звуко-буквенный анализ слов)
А сейчас под диктовку выложите слово и к каждой букве слова положите «горошины». Слово ДОМИК.
Звуко-буквенный анализ слова :
-Какая первая буква? (Д, – Какой звук она обозначает? (согласный, твердый, звонкий, – Какую «горошину» положим? (синюю).
-Какая вторая буква? (О, - Какой звук она обозначает? (гласный, - какую «горошину» положим? (красную) и т. п.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Данная работа ведется для развития грамотной, письменной речи и
предупреждения дисграфии у детей. Данные знания вам помогут в выполнении