МААМ-картинки

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста (1 фото)

Ирина Гурова
О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей

В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Это и интеллектуальные, и поведенческие нарушения. В том числе встречается достаточно много детей с отклонениями речевого развития. По данным Н. В. Новоторцевой, в среднем 40-60 % детей дошкольного возраста страдают нарушениями произношения звуков, 2 % детей страдают заиканием.

Публикация «О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Естественно, что любое отклонение от нормального развития необходимо исправлять. Ребёнок, имеющий нарушение, в том числе речевое – это ребёнок с особыми образовательными нуждами, ребёнок, которому необходимо особое педагогическое воздействие, индивидуальный подход.

Всегда ли мы можем восполнить эти нужды и качественно подготовить ребёнка к обучению в школе?

В настоящее время для оказания помощи детям, имеющим нарушения речи, создана и функционирует система специального образования: детские сады компенсирующего вида, группы компенисирующей направленности в общеобразовательных дошкольных учреждениях, логопункты, дошкольные группы в специализированных школах, логопедические кабинеты и др. Однако многие дети не охвачены этой системой, не имеют возможности получить бесплатную логопедическую помощь.

Воспитателям нередко приходится встречаться с детьми, имеющими нарушения речи. Хорошо, когда родители и педагоги замечают эти нарушения, оказывая таким детям помощь. Но, к сожалению, не всегда родители и даже педагоги правильно, т. е. ответственно относятся к проблемам речевого развития ребёнка. Часто думают и рассуждают примерно так: ребёнок ещё маленький, вот подрастёт, и тогда будет говорить, как все. А сейчас ему всего 3 года (4, 5 лет). Иногда речевые расстройства даже и не замечаются взрослыми.

В ряде случаев у ребёнка могут отмечаться негрубые, малозаметные (слабовыраженные) отклонения, не привлекающие, к сожалению, к себе особого внимания. Как логопедов, так и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всём мире число таких детей постоянно растёт. Например, у ребёнка может несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного задерживается неправильное произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные грамматические ошибки: в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. п. А в целом речь ребёнка при всём этом вполне понятна и не вызывает трудности в общении.

Именно поэтому, в дошкольном возрасте, когда к речи ещё не предъявляется особых требований, небольшие отклонения обычно не беспокоят родителей, воспитателей, и даже не замечаются многими из них. Но с началом школьного обучения ситуация значительно меняется. А иногда уже и перед школой, когда только впервые при обследовании ребёнка у логопеда выявляется проблема.

Эта проблема иногда не позволяет ребёнку поступить в лицей, гимназию или школу с языковым уклоном – рушатся планы родителей. Жалко. А почему бы не обратить внимание на состояние речи раньше? Но родители, возможно, и не подозревали о том, что это нужно сделать.

Чем же «опасны» речевые нарушения, которые не подвергались коррекции в дошкольном возрасте?

Во-первых, речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Чем старше ребёнок, тем труднее преодолевается речевое расстройство.

Во-вторых, речевое нарушение, как правило, не бывает изолированным. Некоторые расстройства, в частности, общее недоразвитие речи, влекут за собой другие проблемы. Так, у детей с этим нарушением значительно страдают все свойства произвольного внимания, как слухового, так и зрительного. Особенно подвержены вторичным изменениям слуховые процессы: восприятие, внимание, память. Более сохранны, но тоже подвержены вторичным нарушениям зрительное восприятие, внимание, память. А внимание – это входные ворота нашего сознания. Нарушается и словесно-логическое мышление. До 3-х лет речь и мышление развиваются автономно, т. е. независимо друг от друга. После 3-х лет эти процессы начинают развиваться в тесной взаимосвязи и обуславливают друг друга. Поэтому отставание в развитии речи «тормозит» развитие мышления. Уже в детском саду у такого ребёнка могут быть серьёзные трудности в усвоении элементарных математических представлений. Плохо формируется ориентировка во времени. Особую проблему представляет и пространственная ориентация.

Всем, наверное, известен тот факт, что у детей с нарушениями речи имеются трудности в выполнении работ по изодеятельности, в овладении графическими навыками, некоторыми бытовыми умениями, т. к. у них ярко выражено отставание в развитии пальчиковой моторики: движения пальцев рук слабые, плохо координированные, плохо переключаемые. Таким детям часто трудно застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать узел и т. п.

В-третьих, у ребёнка возникают школьные проблемы. Когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования (с началом школьного обучения, все дети с отставанием, пусть даже с небольшим, в речевом развитии сразу становятся заметными. Дети с большим трудом овладевают такими школьными навыками, как чтение и письмо. В дальнейшем они пишут с множеством специфических (дисграфических) ошибок, которые невозможно преодолеть обычными школьными методами. Знание правил русского языка здесь не помогает. Иногда возникают значительные трудности овладения чтением, нарушения в формировании этого важного умения – дислексия. Всё это ставит в тупик и родителей, и педагогов.

В-четвёртых, дело в дальнейшем может осложняться тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении (а иногда они появляются и раньше, повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление уроков дома занимает много времени. В итоге – негативное отношение к учёбе, конфликтная обстановка в школе и семье и пр.

В-пятых, у ребёнка может возникнуть «куча» комплексов, которые появились на фоне отклонения в речевом развитии. В школьном возрасте, уже вполне осознавая своё нарушение, ребёнок может считать, что он никому не нравится, с ним не хотят дружить. Так возникает молчаливость, застенчивость, замкнутость, падает самооценка. А может быть и проявление агрессии, возбудимость, расторможенность. Следствием всего этого могут явиться неврозы, психосоматические заболевания. В дальнейшем – это невозможность выбора любой профессии и даже трудности знакомства с противоположным полом.

Вот почему те взрослые, которые окружают ребёнка-дошкольника (родители, воспитатели) несут большую ответственность.

К сожалению, практика показывает, что многие из них не всегда имеют понимание необходимости выявления проблем в развитии речи детей, не владеют соответствующими диагностическими умениями, не замечают фонетических, лексических, грамматических ошибок в высказываниях детей, иногда недостаточно хорошо разбираются в вопросах методики развития речи, затрудняются в организации среды, стимулирующей развитие разных сторон речи.

Между тем, думающий педагог всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Ещё Михаил Ефимович Хватцев, которого по праву считают основоположником логопедии как науки, будучи большим и искренним другом детей, имел самую заветную мечту – дать каждому ребёнку в дошкольном возрасте полноценную, правильную речь. Это было ещё в 20-е годы, когда в стране практически полностью отсутствовала специальная логопедическая литература. Понимая всю важность проблемы, необходимость её решения, М. Е. Хватцев взял этот большой труд на себя. Он создал учебные пособия, учебники не только для студентов и специалистов-логопедов, но адресовал их и воспитателям дошкольных учреждений, и родителям, и учителям школ, и даже самим подросткам и взрослым, страдающим нарушениями речи. Так, одна из книг М. Е. Хватцева называется «Как самому избавиться от картавости».

Ученица М. Е. Хватцева Людмила Георгиевна Парамонова является автором пособия «Говори и пиши правильно». Она убеждает в том, что в большинстве случаев имеющиеся у детей трудности вполне могут быть преодолены силами самих родителей и педагогов дошкольных и школьных учреждений, на которых и рассчитана эта книга. Важно лишь понять причину нарушений, правильно и целенаправленно работать над их преодолением.

Для этого воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, в чём проявляются, каковы способы их выявления и, самое главное – преодоления. Это и есть коррекционное направление работы.

Опыт логопедов, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, убеждает, что начинать работу по обучению речевым навыкам надо не с 5-6 лет, а гораздо раньше с целью предупреждения некоторых речевых нарушений, а также вторичных отклонений, связанных с ними.

Таким образом, в современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставания в развитии ребёнка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению, а в дальнейшем способствует более полному включению личности в общество, более полной самореализации личности.

Литература:

• Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. С-Пб: Дельта, 1996. – 384 с.

• Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М. : Аквариум, С-Пб. : Дельта, 1996. – 384 с.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Публикации по теме:

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 1) Практика работы с детьми с ОНР показывает, что у этих детей очень часто наблюдается бедность словаря, значительное отставание от нормы.

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3) Ш направление – подбор слов с противоположным значением (антонимов). Цель: обогащение словаря детей путем углубления понимания слов с противоположным.

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2) II направление – образование относительных прилагательных от существительных и их употребление в речи. Цель: расширение лексического запаса.

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 20:07
+200Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД