Конспект НОД «Цветы в легендах, поэзии, музыке» для детей 6–7 лет

Галина Пименова
Конспект НОД «Цветы в легендах, поэзии, музыке» для детей 6–7 лет

Цель: формирование первичных представлений детей об объектах живой природы – цветах через поэзию, музыку, живопись.

Материалы и оборудование: Картины: Сирень в вазе Эдуарда Монэ. Левитан И. И. Сирень, Пьер Огюст Ренуар Натюрморт с розами, Ренуар Пьер Огюст Букет, Разумова Светлана. Незабудки и ландыши. Музыка: пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», песня «Колокольчики мои, цветики степные»

Ход ООД

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Воспитатель. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более доверительным, непринужденным.

- Цветы как люди на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы, эти прекрасные хрупкие творения природы всегда были рядом с человеком. Они вдохновляли поэтов, художников, музыкантов.

Демонстрирует картины художников, изображающие цветы.

Давайте же и мы ближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые, доверчивые, прекрасные глаза, полюбуемся ими, подружимся и может быть сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

Воспитатель. Идет Весна – Красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них – подснежник. Одна из легенд утверждает, что когда бог изгнал из рая Адама и Еву, то есть отпустил их на землю. Там была зима, шёл снег. Ева озябла. Она с грустью вспомнила о теплых райских садах. В утешение ей несколько хлопьев снега были превращены в цветки подснежника. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому подснежник и стал символом надежды. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со спутниками Морозом и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк, и смело расправил свои лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»

Ребенок.

-На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему. С. Красиков.

Воспитатель. Пожалуй самый маленький цветок это незабудка, но сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нем.

Ребенок

-У леса и реки на перепутье,

где выстлана березовая гать

Такие загорелись незабудки,

окинешь взором – глаз не оторвать.

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

- Не забудь меня Флора! Дай и мне имя.

Тут Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

Хорошо, - сказала Флора, будь незабудкой. Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину.

Ребенок.

Проснулся лес. Весной разбужены,

Деревья по ветру парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят. С. Красиков.

Воспитатель. Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему восторженные строки: О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей! А. Фет.

Существует немало легенд о происхождении ландыша. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами.

Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность. В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали увядшие цветы в костер, принося их в жертву богине.

С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считали символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.

Сирень. Цветет сирень в мае. Тихой вечерней порой, когда цветет сирень, кажется, что густой нежный аромат заполнил всю землю.

Ребенок.

-Сколько белых и темно – лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мелкая дрожь.

Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу, смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирeни, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирeни присоединилась белая сирень.

А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.

Физкультминутка «Мы – цветы»

Распрямили стебли, вытянули ветки. (Поднять руки вверх)

Расправили листочки, пошелестели листочками. (Пошевелить пальцами)

Гимнастика для стебля (Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад)

Гимнастика для корней (Вытянули правую ногу – вращение ступней, вытянули левую ногу – вращение ступней)

Моем листья и стебли под дождем (Подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся)

Роза. – Символ божественной тайны

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей. С. Маршак.

Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Бесчисленное множество старинных историй, сказаний и легенд рассказывает о розах, которые с незапамятных времен воспеваются поэтами на всевозможных языках. Может быть именно розы были первыми растениями, которые человек стал разводить ради их красоты.

Как известно из истории, ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз. При раскопках ученые нашли монеты, на которых были изображены розы. А в Древнем Риме этот цветок украшал дома только очень богатых людей. Когда они устраивали пиры, то гостей осыпали розовыми лепестками, а их головы украшали венками из роз. Богачи купались в ваннах с розовой водой; из роз делали вино, их добавляли в кушанья, в разные сладости, которые до сих пор любят на Востоке. А потом розы стали выращивать и в других странах.

По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.

Роза символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу. Розе, особенно ее ароматам приписывали целебные свойства.

Ромашка. –

Ребенок Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки,

Они развернули свои лепестки. Вс. Рождественский.

Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет.

Колокольчики. Чудесные создания природы – цветы колокольчики – появились на земле задолго до человека. А позже, несколько тысячелетий назад люди изготовили и первые рукотворные колокольчики.

Очень много красивых легенд существует о колокольчиках. И почти во всех легендах цветки колокольчики связаны со своими родственниками – звучащими колоколами и колокольчиками.

Издавна на Руси раздавался колокольный звон. Колокола на церковных башнях размеряли течение дней в городах и селах, церковный звон сопровождал будничную жизнь, радовал благовестом в праздники. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную дорогу.

Как возникли колокола? Говорят, что прообразом колокола послужил знакомый нам цветок – колокольчик. Недаром латинское название колокольчика (campanula) произошло от слова «сатрапа» – колокол. В Италии колокольня так и называется – кампанилла.

Колокольчики, или как на Псковщине называют эти цветики – звончики, очаровательное растение. Цветок колокольчик еще в старые времена украшал и дворянские усадьбы, и сельские палисадники. Мы часто встречаем его на лугах и полях, рядом с лесными тропинками. И действительно, назвать его иначе как колокольчик или звончик просто нельзя, так чисто выражена в его цветочках колокольчатая форма. Чудесные синие и фиолетовые цветы кивают своими красивыми головками, а нас охватывает нежное чувство.

Ребенок.

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня темно – голубые

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая? А. Толстой.

Звучит песня «Колокольчики мои, цветики степные»

Воспитатель. В самом облике этого цветка и в названии слышится нежная музыка.

-Не падайте духом и верьте в удачу!

Жизнь розовой станет и белой впридачу.

И снова лиловый звенит – ну и пусть,

Ведь грусть колокольчиков –светлая грусть. Л. Ширяева.

И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремиться создавать ее своими руками.

Музыка «Вальс цветов».

Конструирование цветов из любого материала по выбору воспитателя (ткань, бумага, семена тыквы, кабачков)

Публикации по теме:

Конспект НОД по музыке для детей старшей группы «Загадки Королевы Гармонии» КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы «Загадки Королевы Гармонии» Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б. Цель: • Развивать творческое.

«Игротека». Конспект НОД по музыке для детей среднего дошкольного возраста (5–6 лет) Конспект НОД по музыке для детей среднего дошкольного возраста (5-6 лет) «Игротека» НОД в средней группе 14.01 2019 г. Автор – составитель.

Конспект НОД по музыке для детей старшей группы «Водный мир» КОНСПЕКТ НОД по музыке для детей старшей группы «Водный мир» Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б. Цель. Расширение музыкального.

Конспект ООД по музыке для детей группы общеразвивающей направленности 6–7 лет .

Конспект тематической НОД по музыке «Самая любимая» для детей старшей группы КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «День Матери» для детей старшей группы общеразвивающей направленности.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет по теме «Цветы» Косенко Надежда Конспект занятия для детей 2-3 года тема: "Цветы" Цели: познакомить с растением, воспитывать у детей бережное отношение.

Конспект ООД по рисованию «Расцвели красивые цветы» для детей 4–5 лет .

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
Автор публикации:
Конспект НОД «Цветы в легендах, поэзии, музыке» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 16:38
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Детский мастер-класс «Веточку рябины осень подарила» в средней группе
Наступила осень. Она подарила ребятам разноцветные краски. Особенно привлекает их внимание горящие красными огоньками рябинки, которые растут на нашем...
Сценарий осеннего утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Цели: - развивать...
Планирование «Давайте познакомимся»
Тема недели «Давайте познакомимся» Проблемная ситуация «Почему мы разные? » «Образовательные области» Виды непосредственной деятельности Даты проведения...