Папки-передвижки

О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста

Тамара Образцова
О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста

Важным условием укрепления физического и психического здоровья ребёнка раннего возраста является обеспечение его психологического благополучия в группе. С целью успешной адаптации ребёнка к детскому саду вместе с психологом ДОУ организую посещения детей на дому, знакомлюсь с условиями их быта, привычками, характером поведения, их индивидуальными особенностями, провожу анкетирование семьи, даю рекомендации родителям по подготовке детей к дошкольному учреждению. При поступлении в детский сад веду наблюдение за ребёнком, результаты фиксирую в таблице «Эмоциональный портрет ребёнка», рекомендованный НИИ педиатрии АМН.

Публикация «О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Адаптацию осуществляю совместно с педагогом – психологом, медицинской сестрой и родителями. Она направлена на создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитание культурно – гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, оптимальную организацию адаптационного периода.

В период адаптации максимально уделяю внимание эмоциональному состоянию малышей. Создаю в группе атмосферу тепла, уюта и любви, провожу игры, направленные на взаимодействие ребёнка со взрослым с целью наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

При проведении режимных моментов использую элементы тактильной терапии, практикую игры и засыпание с любимой игрушкой, рассказывание сказок, потешек, пение колыбельных песен, рассматривание семейного альбома, игры – забавы, совместные игры со взрослыми, музыкальное сопровождение, организую щадящий режим. Разработала методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в период адаптации. В результате проводимых мероприятий процесс адаптации у малышей в основном проходит легко.

Самый трудный момент для ребенка и мамы — расставание в первые дни посещения яслей. Если мама не может остаться с малышом, его переход в группу в любом случае постепенный. Ласково разговариваем с малышом, помогаем переодеться, предлагаем ему интересную игрушку, убеждаем маму немножко поиграть с ребенком, играем вместе с ними. После того, как малыш успокоится, мама говорит ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется.

Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Наша задача — сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, фотографии семьи в групповом альбоме. Эти вещи находятся в группе, ребёнок играет с ними, когда захочет, засыпает рядом с ними. Очень часто в первые дни посещения детского учреждения ребенок стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем, не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу воспитателя, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Проблема становится еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием таких детей стараемся осуществляться постепенно.

Самое главное для воспитателя — завоевать доверие малыша, его привязанность. Даём ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть.

Что делаем, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?

Не игнорируем слова ребенка. Когда он без конца повторяет «мама придет», — он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет, и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечаем утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.

Ободрив малыша, стараемся переключить его внимание на игрушки, обходим вместе с ним комнату, рассматриваем, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, играем вместе с ней, а затем пробуем оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и обещаем быстро вернуться. Уходим на несколько минут, а затем возвращаемся к ребенку. Так он учиться понимать, что мы всегда рядом.

Если ребенок продолжает постоянно следовать за воспитателем, подключаем его к своим делам. Сажаем рядом с собой на стульчик, если что-то делаем, просим помочь убрать игрушки, предлагаем принести книжку, почитать ее вместе с другими детьми, и т. п. Поступая таким образом, мы устанавливаем некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время вместе с ним.

Уделяем внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто, на первый взгляд чувствует себя спокойно. Равнодушие, апатия — один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начинаем играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой мы можем придумывать диалоги персонажей, иногда обращаемся к ребенку и постепенно втягиваем его в игру. Такую игру иногда разворачиваем с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.

Не забываем поиграть с ребенком в эмоциональные игры — такие, как «сорока-ворона», «догонялки», «прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.

Организуем такие игры между несколькими детьми. Воспитатель по-прежнему в центре ситуации, но с нашей помощью дети весело играют друг с другом.

Во время режимных процедур учитываем индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома спать с игрушкой, кладём рядом с малышом мягкую игрушку. Если малыш привык дома сосать соску или пить воду из бутылочки с соской и это успокаивает его, — разрешаем ему делать так, как он привык. Постепенно, глядя на других детей, он сам захочет пить из чашки. Если ребенок плохо и слишком медленно ест, сажаем его напротив малыша, который ест быстро и с аппетитом. Привлекаем к нему внимание ребенка. Возможно, подражая сверстнику, ребенок будет есть охотнее.

Успешная адаптация возможна только при поддержке родителей.

Активно взаимодействую с родителями с целью оказания помощи в воспитании и развитии детей. Для этого использую различные формы работы, как традиционные, так и новые: анкетирование, памятки, информация родителям о достижениях детей - помещаю материалы на сайте ДОУ, совместно с родителями оформляем папку достижений ребёнка - портфолио.

Проводим собрание для родителей будущих воспитанников (в этом году проводили 2 раз, первое родительское собрание в сентябре. Вопросы, которые обсуждались на собрании:

1. «О перспективах развития детского сада в 2017-18 учебном году» Заведующий Аксеновская Л. И.

2. Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Традиции детского сада «Кораблик» Старший воспитатель Осташева М. В.

3. Адаптация детей. Педагог – психолог Гущина Елена Александровна

4. «О вакцинации детей» Медицинская сестра Васильева В. В.,

5. «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад № 15 г. Апатиты. Организация образовательного процесса в группе». Воспитатель Образцова Т. В. Петрякова А. В

Ежедневные индивидуальные беседы с родителями.

Вовлекаю родителей в жизнь группы и детского сада.

Родители - активные участники конкурсов – выставок совместного творчества из различных материалов:

Выставка рисунков «Мой город», Выставка поделок из природного материала, «Снеговики – озорники», «В лесу родилась ёлочка», «Овощные фантазии», «Универсальный игровой макет для ребёнка – дошкольника». Ежегодно участвуем в межмуниципальном конкурсе рисунка детей раннего возраста «Радуга на ладошках», во Всероссийских фестивалях искусств.

Родители помогают в организации для детей мини- выставок : «Игрушки – забавы», «Весёлые магнитики».

Подготовила консультации в цикле «Мамина школа» : «Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться в детском саду», «Расти здоровым, малыш» (Режим дня, закаливание, прогулка, «Адаптация – это серьёзно. Разработала адаптационные игры : «Вместе с мамой я играю»

Успешно и легко адаптация у детей проходит благодаря тому, что родители прислушиваются к советам педагогов, идут на контакт, выполняют все рекомендации.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным.

Организация условий для адаптации детей первой младшей группы Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы.

Организация условий для физического развития детей раннего возраста Организация условий для физического развития детей раннего возраста. Одной из главных задач детских дошкольных учреждений является поддержание.

Презентация для педчаса «Секреты успешной адаптации детей к Детскому саду» Воспитатели: Плахотникова Н. А., Ускова Н. В. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного.

Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста [Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста ][] Дошкольное детство – большой и очень ответственный.

Релаксационные игры в период адаптации для детей раннего возраста Игры на основе нервно-мышечной релаксации. "Муравей" Цель: снять мышечное напряжение. Малыш и взрослый сидят на ковре. Взрослый: "Мы сидим.

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ». педагог-психолог Лысенко Светлана Викторовна Цель: повышение.

Создание условий для двигательной активности детей в группе раннего возраста Сообщение на тему: «Создание условий для двигательной активности детей в группе раннего возраста» Подготовили воспитатели: Арманшина.

Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот Опыт создания дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот в мастерской.

Занятие для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе «Путешествие в «особый» мир» Занятие «Путешествие в «особый» мир»Количество участников – 8-10 чел Время проведения - 20-25 мин. Организационные требования – компьютер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 18 января 2019 в 20:32
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД