Ирина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «О Тургеневе детям»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА «О ТУРГЕНЕВЕ ДЕТЯМ»
Подготовила: Кузьменкова И. А. воспитатель МБДОУ 86 г. Орел
ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством И. С. Тургенева;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „О Тургеневе детям“» размещена в разделах
Развивать мышление, воображение, тренировать память;
Способствовать развитию творческих способностей;
Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Орловскому краю;
Способствовать пополнению и расширению словарного запаса;
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет писателя, мультимедийное оборудование, фотографии имения писателя, произведения писателя, мультфильм «Воробей», видео к песне «Утро туманное».
Ход ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я приглашаю вас в литературную гостиную. Присаживайтесь. Сегодня хочу вам рассказать о русском писателе, который известен не только у нас в России, но и в других странах мира. Это Иван Сергеевич Тургенев. 1 – СЛАЙД. Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле. Когда маленькому Ване исполнилось 3 года, он вместе с родителями переехал в родовое имение Спасское-Лутовиново. 2 – СЛАЙД. Здесь он жил до 9 лет. Двухэтажный дом, окруженный большим тенистым парком, сады, лужайки. Парк был удивительно красив. В саду можно было слушать пенье соловья, свист дрозда, предсказание кукушки. 3 – СЛАЙД. Вокруг было много прудов, где водилась разная рыба. А дальше простирались леса и поля. Он любил гулять в парке, ловить рыбу. Маленький Ваня много времени проводил с простыми людьми, от которых узнавал много нового и интересного. Любил русские народные песни и танцы. 4 – СЛАЙД. Мама Варвара Петровна – богатая помещица. Отличалась модной тогда нелюбовью ко всему русскому. В ее имении все было как в маленьком королевстве. Над крышей дома развивался флаг с гербом. У нее был люди, которые помогали вести ее хозяйство и содержали в чистоте. В доме Варвара Петровна установила для себя трон, на котором давала свои распоряжения. Так как она не любила все русское, то и со всеми членами семьи исключительно на французском языке. Мама маленького Вани была чрезмерно строгой женщиной со скверным характером. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк. Редкий день проходил без розог; Когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся». Любимое ее изречение «хочу казню, хочу милую. "» 5 – СЛАЙД. Папа Сергей Николаевич. Был отставным полковником. Участвовал в войне против Наполеона. Участник Бородинского сражения. Иван непросто любил отца. Будущий писатель безумно уважал его и любил. Отец никогда Ваню не оскорблял, уважал его свободу, всегда был вежлив. Но только не допускал сына к себе. 6 – СЛАЙД. Любимым местом маленького Тургенева была библиотека, где он проводил целые дни и много читал. Игрушки его не интересовали. Уже в детстве Тургенев овладел немецким, французским и английским языками. Любимчик Ванечка стал беспокоить матушку с раннего возраста. И добр, и ласков, но уж очень прост и правдив до бесхитростности: «что на уме, то и на языке (педагог спрашивает у детей о значении пословицы и дает пояснения). 7 – СЛАЙД. А теперь давайте пройдемся по окрестностям имения. С ружьем и собакой прошагал молодой Тургенев по окрестностям родной земли, нередко ночуя то в крестьянских избах, то в шалашах у потухающего костра. Много человеческих судеб и трагедий увидел молодой Тургенев. И все это откладывалось в его памяти и сердце. Давайте ненадолго остановимся и полюбуемся здешней природой.
Физ. минутка «На лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивание – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. 8 – СЛАЙД. Ну вот мы и прогулялись с вами по красивым тургеневским местам, а сейчас я предлагаю вам пройти в кабинет писателя, где он писал свои произведения. Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям он подарил сказки «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке», «Капля жизни», «Самознайка» и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби».
Познакомимся с некоторыми произведениями. И начнем чтение и обсуждение сказки «Серебряная птица и желтая лягушка».
На берегу большого зеленого болота сидела одинокая лягушка. Все другие лягушки играли, прыгая с кочки на кочку, они были счастливы. А эта лягушка сидела одна, грустная, печальная. Она была желтая, и никто не хотел с ней играть. Однажды к болоту прилетела огромная цапля. Все зеленые лягушки прыгнули в воду, а желтая – осталась сидеть на берегу. Цапля подошла к ней поближе, но лягушка даже не тронулась с места. Цапля очень удивилась и поэтому спросила: - Почему ты не спряталась от меня, как остальные лягушки, разве ты не боишься? - Боюсь, - ответила желтая игрушка. – Я ведь могу тебя съесть. – Лучше съешь меня,- сказала лягушка. – Почему ты хочешь, чтоб я тебя съела, разве тебе не хочется веселиться с твоими подружками зелеными лягушками. – Хочется, но они не хотят со мной играть, потому что я не такая как все, я желтая, съешь меня цапля, и я не буду больше одинока. Цапле стало жалко лягушку, ведь ей тоже не с кем было играть, и она предложила лягушке свою дружбу. Цапля рисовала на воде ногой круги, а желтая лягушка прыгала в них с кочки, то попадая, то промахиваясь, и им было весело вдвоем, и с тех пор они никогда не расставались, и каждый раз желтая лягушка с нетерпением ждала прихода цапли на свое большое зеленое болото. А что же все другие, зеленые лягушки? Они завидовали такой дружбе, ведь ни у кого из них не было знакомой цапли, а тем более цапли – друга! Вот так! Неважно, какого ты цвета, важнее какой ты внутри!
(обсуждение с детьми сказки) ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Не важно какого ты цвета, главное какой ты внутри. Можешь ли ты помочь, пожалеть другого, поделиться с ним игрушкой или угощением. Или ты дерешься, жадничаешь, ругаешься с товарищами. От того, как ты себя ведешь, зависит будут ли у тебя друзья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот видите, при помощи этой сказки Иван Сергеевич научил нас тому, каким должен быть настоящий друг.
(аналогично чтение-обсуждение сказки «Капля жизни» и рассказа «Воробей»)
ИТОГ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: О ком сегодня мы говорили в нашей гостиной, о каком писателе?
ДЕТИ: О Иване Тургеневе.
Воспитатель спрашивает у детей что нового и интересного они узнали (ответы детей). Воспитатель предлагает детям вместе с родителями посетить природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское – Лутовиново».
ВОСПИТАТЕЛЬ: На этом закрывается наша литературная гостиная. Встретимся здесь же на литературной викторине на тему: «сказки И. С. Тургенева».