Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников»

Анна Андреевна Жаркова
Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников»

Период дошкольного детства по праву считается общезензитивным в плане высокого личностного развития. В этот период интенсивно развиваются познавательные процессы, на новый уровень выходит межличностное общение. Ребенок овладевает социальным пространством отношений благодаря общению с близкими взрослыми, а также через построение отношений и совместной деятельности со сверстниками. Именно в этот период под влиянием социальных условий жизни, воспитания проходят путь совершенствования эмоции, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления [16].

Так, к концу старшего дошкольного возраста формируются психические новообразования, считающиеся основными: качественно изменяется содержание аффектов, возникают особые формы сочувствия и сопереживания другим людям, развивается способность отстраниться от своих собственных переживаний, воспринимая эмоции другого человека [15].

Несомненно, этому способствует постепенное развитие психологических механизмов эмоциональной регуляции, в частности эмоционального предвосхищения, дающего возможность ребенку эмоционально оценивать вероятные последствия до реализации им каких – либо действий.

Эмоциональное предвосхищение формируется к концу четвертого года жизни и играет немаловажную роль в структурно более сложных механизмах мотивации продуктивной и игровой деятельности, для осуществления которых имеет необходимость не только вообразить предварительные результаты действий, но и эмоционально пережить ту значимость, которую они будут представлять для самого ребенка и близких взрослых.

Эмоциональное предвосхищение проявляется как результат особой исследовательско - ориентировочной деятельности дошкольника во внутреннем плане, появляющейся на основании эмпирического взаимодействия с окружающим миром. Именно такая деятельность способствует развитию особой функциональной системы, в которой неотъемлемо связаны как эмоциональные, так и когнитивные процессы. В ходе развития системы эмоциональной регуляции, эмоции приобретают интеллектуальный характер, синтезируются и становятся предвосхищаемыми. [3] В свою очередь когнитивные функции в этой системе приобретают эмоциональный характер, реализуют смыслообразование и смыслоразличение. Такая познавательно – эмоциональная деятельность позволяет ребенку мысленно занимать в каких-либо предлагаемых обстоятельствах определенную позицию, совершать воображаемые действия, проигрывать разнообразные варианты отношений с окружающими и таким образом получать возможность представить и пережить смысл ситуаций, запланированных к осуществлению действий и их потенциальных последствий, как для себя, так и для окружающих [3]. Таким образом, в дошкольном возрасте развитее эмоциональное опережает интеллектуальное, но в ходе подготовки дошкольника к школе педагоги зачастую отдают главенствующую роль в обучении когнитивному развитию, вынося за рамки организованного педагогического процесса эмоциональную жизнь ребенка, не придавая значения развитию системы эмоциональной регуляции. Односторонность внимания к развитию когнитивных процессов ведет к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. В силу этого, возможным становится предположить, что в основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект.

Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте. С одной стороны, детство является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов. Вероятно, самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами, что придаёт большую значимость процессу дошкольного воспитания и социализации в этом возрасте.

Непривычно звучащий термин — «эмоциональный интеллект» —изначально был связан с социальным интеллектом. Он появился именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X.Гарднер и Г. Айзенк [6].

Введен в научный обиход термин американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. определение эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [8, с. 48].

На современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два объекта могут быть представлены как пересекающиеся области.

В отечественной психологии эмоциональный интеллект иногда понимается как несовершенный компонент процесса мышления, снижающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косностью» [11]. Чаще отечественные исследователи ограничиваются лишь утверждением существования такого понятия, не определяя его, не выделяя отчетливо его структурные компоненты.

В противоположность точке зрения отечественных исследователей, в некоторых современных зарубежных и отечественных теориях эмоций рассматривается как особый тип знаний, эмоции рассматриваются как регламентированная реакция, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия[12].

Кроме того, существуют исследования отдельных составляющих эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте: это формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе в трудах А. Меренкова; феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте в работах О. Б. Чеснокова; эмоциональный компонент в дошкольном воспитании Н. С. Ежкова.

Так, подвергнув анализу ряд трудов о проблеме понимания эмоций детьми дошкольного возможно сделать следующие обобщенные выводы:

• Согласно разнообразным существующим подходам авторов к пониманию эмоций и интеллекта, понятие эмоциональный интеллект определяется как: способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;[3] эмоционально- интеллектуальная деятельность; способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления ; [6]

• Наряду с уровнем интеллекта IQ все чаще проявляется интерес к показателю EQ - по-английски «emotional quality» (англ. «качество чувств», так существуют данные, согласно которым, эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ - всего лишь на 20%. Под «успехом» здесь понимается профессиональная карьера, успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими людьми; [10]

• Формирование представлений об эмоциях опережает становление понимания эмоций других людей и является базой для его развития, возможность понять себя лежит в основе понимания другого, что согласуется с ведущим принципом С. Л. Рубинштейна «внешнее через внутреннее»; [8]

Исходя из проведенного теоретического анализа, становится возможным утверждать о необходимости и важности развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Развитию эмоционального интеллекта будет способствовать определенным образом организованная игровая деятельность, являющаяся естественной средой для развития дошкольников. Также игра представляет собой процесс, взаимосвязанный с коммуникативной стороной общения, способствующий развитию вербальных компонентов эмоционального интеллекта, или способности называния эмоций.

Наравне с игрой художественно – эстетическая деятельность, а частности рисование, позволить дошкольника усвоить опыт связанный с развитием эмоций и эмоционального интеллекта, ведь через рисование ребенок закрепляет знания, направленные на осознание своих эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей. Также рисование будет способствовать анализу актуальных эмоциональных переживаний [16].

Таким образом, исходя из проведенного теоретического анализа, становится возможным определить перспективы дальнейшей работы – состоящие в необходимости разработки и апробации программы комплексного развития когнитивно - эмоциональной сферы с акцентом на целенаправленном формировании эмоционального интеллекта по средствам использования непосредственно ведущего вида деятельности дошкольника – игры, а также рисования.

Литература

1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26.

2. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. - М.: Пресс, 1998. – 160с.

3. Иванова Е. С. Автономность опознания и вербализации эмоций в структуре эмоционального интеллекта / Е. С. Иванова // В мире науч- ных открытий. – 2010. – № 6.2 (12). – С. 258–260.

4. Изард К. Е. Эмоции человека. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 575 с. -

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.

6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29–36.

7. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 129–140.

8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 1999. – 456 с.

9. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5. – С. 80–87

10. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП ”, 2003. – 272 с.

11. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.

12. Соснин, В. А. Социальная психология: учебник – М.: ФОРУМ, 204. – 336 с.

13. Социальная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. – М.: Академия, 2001. – 600 с.

14. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 11–28

15. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. – С. 11 – 15

16. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О. В. Хухлаева. Москва: Генезис, 2004. – 175 с.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально-эмоционального интеллекта и навыков «Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально – эмоционального интеллекта и навыков, доброжелательного взаимодействия.

Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» ФГБОУ ВО "Набережночелнинском государственном педагогическом университете" Институте дополнительного профессионального образования я учавствовала.

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.

Видоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» ВидеоВидоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» Видео Увидела на страницах сайта сообщение о конкурсе Л. С. Выготского, проводимом компанией Рыбаковфонд, и решила тоже поделиться рассказать.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Вся наша жизнь — непрерывный.

Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.

Значение эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Значение эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников»
Опубликовано: 19 августа 2018 в 16:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. II часть
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения II часть. 1. «Подумай – отгадай» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;...