О времени, о себе. Путь к педагогике

ЕЛЕНА ХОЛОДНЯК
О времени, о себе. Путь к педагогике

Эссе

«Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.»

(Б. Пастернак «Доктор Живаго»).

Эти строки я адресую людям доброжелательным, понимающим меня, тем,которые не будут кривить губы в усмешке: «Ха! Патриотка нашлась…». В определенный момент возникла потребность оглянуться назад, что-то взвесить, переоценить в своей жизни. Согласитесь, мы в большинстве своем более или менее спокойно плыли по реке под названием Жизнь. Вернее, нас несло как щепки. Люди особо не задумывались над всякими политическими событиями, баталиями, правда, унижающую нищету 90-х годов прочувствовали остро. Вот так жили себе, жили, выживали, как могли. С тех 90-х мы как-то примирились, что нас (россиян) гнобят и Америка, и Европа, потому что Россия была ослаблена.

Но вот наступил 2014 год – особенный, будоражащий,богатый событиями: неожиданная и ошеломительная победа на олимпиаде, не менее победоносная паралимпиада, долгожданная репатриация крымчан и севастопольцев. Словно подул мощный, свежий ветер, перевернув страницу истории, а главное, я почувствовала, как распрямились плечи, гордо поднялась голова, словно наступило пробуждение от многолетней спячки. Глядя на счастливых, окрылённых людей, празднующих возвращение на Родину - Россию, вдруг понимаешь, как страна моя сильна, добра, щедра. А еще стало понятно, что наше государство окрепло по многим направлениям (в частности, военному, политическому). Потому наши политики, так спокойно, уверенно парируют нападки «партнёров». О каких «партнёрах» речь вы поймете из следующего анекдота. Заяц выторговал себе жизнь, пообещав волкам показать, где спрятались овцы. Однако был съеден на десерт. Решили серые похоронить останки косого,но никак не могли выбрать подходящую надпись на могиле: то ли «Другу», то ли «Врагу»…В конечном итоге, сошлись на многозначительной эпитафии «От партнёров». Здорово, что на данном этапе «партнёры», все дальше дрейфующие от законности, изо всех сил вставляющие нам палки в колёса, вынуждены считаться с нами, а добрые люди любят нас, ликуют и радуются возврату на историческую Родину.

И вот, очнувшись от многолетней «спячки», приосанившись, призадумалась я о себе, о своей педагогической деятельности. Человека формирует среда, необыкновенная личность. Это так, потому что мое молчаливое восхищение первой учительницей Верой Александровной, переросло в твёрдое желание стать педагогом. Лёгкая, элегантная, умная и очень-очень добрая Вера Александровна заложила в нас чувство справедливости, умение чутко сопереживать, отзываться на чужую боль, страдание,а самое главное: любить свою Землю, Родину. Судя по моему нынешнему мироощущению, все эти ростки не погибли,ибо я пришла к важному выводу: свой жизненный багаж мы либо заслужили, либо допустили. Поэтому не допустимо попустительствовать малодушию, предательству. Спасибо, моя главная наставница! Главная, потому что большинство людей хранят самые тёплые воспоминания именно о первой учительнице. Видимо оттого, что маленькие дети обладают повышенной восприимчивостью. Есть что передавать по эстафете моим ребятам.

Вера Александровна, можете гордиться своей ученицей. Как учитель –логопед я на хорошем счету. Благодаря Вам мне посчастливилось правильно определиться с выбором любимой профессии. Позвольте своеобразно отчитаться о достигнутом. В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как я стала работать с детьми, их родителями. Общеизвестно, что за редким исключением творческий (то бишь педагогический) потенциал родителей невелик и ограничивается исполнением «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая» и т. п. Понимая это, я придаю огромнейшее значение помощи родных (под руководством педагога) в воспитании ребят.

За эти годы приложено много усилий, чтобы состояться как специалист, трижды получить высшую квалификационную категорию, выработать педагогическое кредо. Твердо уверена в том, что система воспитания должна быть пронизана эстетическим началом. Человек, понимающий красоту окружающего мира, обладающий тонким художественным вкусом, не может вырасти грубым, жестоким, чёрствым.Честно признаюсь: этот принцип воспитания вызрел под влиянием моей мамы - педагога. Помнится,детство было сверхнасыщенным: музыкальная школа, студия народного танца, кружки, знакомство с живописью (к сожалению, по репродукциям в огромных художественных книгах, вдумчивое слушание серьёзной музыки рядом с мамой. Она учила меня воспринимать классические произведения с помощью образов. Например, бетховенская «Лунная соната» (I часть) ассоциировалась с величавым движением морских волн в лунную ночь, а изящная мелодия этюда К. Черни №19 отождествлялась с журчанием веселого ручья и т. д.

Работая в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, с 7-8 летними детьми, всегда акцентировала их внимание на прекрасном, на красоте во всех проявлениях. Как можно, например, не заметить прелестную нежность деревьев, покрытых инеем? Эффект от сказочной картины усиливался, если я почти шепотом читала В.Брюсова:

Серебро, огни и блёстки-

Царство серебра.

В жемчугах стоят берёзки

Черно-голые вчера.

Надо было видеть внимательные глаза вдруг затихших ребят…

Конечно, в таком же русле воспитывался мой старший сын. Он с 3-х лет посещал концерты старинной музыки (В 90-х годах они проходили в Доме ученых. Билет стоил 3 рубля). Музыканты в одеждах 16-17 вв. при свечах исполняли пьесы на лютне, клавесине, виолончелях.На концерте малыш был весьма активен: то подпрыгивал в такт музыке на моих коленях, то усердно ползал на полу. Но вдруг необыкновенно проникновенная виолончельная партия настолько привлекла его внимание, что он замер на несколько мгновений,а после окончания пьесы в момент затишья перед аплодисментами попросил: «Еще!». Пришлось срочно учить его бисированию. Через три года сын, слушая органный концерт для детей,вдруг прошептал на ухо : «Небесная музыка». Точнее не скажешь про специфический звук труб органа. На формирование художественного вкуса ребенка значительно повлияло обучение хоровому пению в музыкальном училище им. Римского-Корсакова. Повзрослевший Сергей очень избирателен в отношении что смотреть, что слушать, а его сверхблагородство, рыцарство создают иногда серьезную помеху в личной жизни…

Осознавая значимость концепции эстетического начала в формировании личности, я постоянно провожу соответствующие беседы с родителями, воспитателями, работающими с детьми- логопатами. Да, много изучено, апробировано, немало освоено. Ежегодно повышала квалификацию, бывало по 3 раза в год (1997, активно участвовала в педагогических выставках, городских семинарах, сама проводила семинары на методических объединениях начальных классов. Очень много выступала с докладами, приглашала специалистов на открытые уроки, в 2002году руководила методическим объединением учителей- логопедов западного округа города Краснодара, аттестовывалась на высшую категорию в 2001, 2006, 2014 годах. Являюсь лауреатом II степени X Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России», получила свыше 10 свидетельств, подтверждающих факт публикаций моих работ, имею федеральную рецензию на рабочую тетрадь по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР. Награждена четырьмя «Золотыми постами», вручаемые за рейтинговость в блоге. С 2008 года возглавляю ПМПК в МБ ДОУ №30. На базе нескольких источников скомпилировала экспресс-обследование детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Учитывая непреложность закона развития по спирали, слежу за новинками специальной литературы, использую новые технологии. Все это вкупе с накопленным опытом даёт определенные результаты.

Таков мой скромный жизненный путь, Вера Александровна. Вот и подведён предварительный итог профессиональной деятельности (сколько ещё предстоит сделать). И –больше скажу: детское восхищение УЧИТЕЛЕМ трансформировалось в мечту погрузиться в огромный мир педагогики, оказавшейся «единственной стихией, с которой не прощаются никогда» (как была права Марина Цветаева).

Публикации по теме:

Беседа «Как подружиться с новыми знакомыми» Когда ты станешь школьником, с тобой в одном классе будет много новых знакомых — других детей. С ними нужно дружить, тогда жизнь в школе.

Стихотворение «Снегирь» Что за такая прекрасная птица, Перед окошком моим кружиться, Ласково смотрит понимающим взглядом, Я ее видеть всегда только рада. * Это.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О времени, о себе. Путь к педагогике
Опубликовано: 2 мая 2014 в 12:02
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. Международный Олимпийский день

Международным соревнованиям, победа в которых считается наивысшим достижением в спорте, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об...

23 июня. Международный день балалайки

Международный день балалайки – праздник, придуманный в 2008 году, в честь 320-й годовщины первого исторического упоминания про этот народный инструмент (23 июня 1688 года). Автором идеи стал известный...


Горячие темочки