О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья

Быстрянцева
О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья

Пропедевтический (от греческого слова «propaideu» - предварительно обучаю) или добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется это комплексом причин.

Во-первых, следует отметить неоднородность состава по-ступающих в первый класс детей с ОВЗ. Они отличаются друг от друга по типологическим и возрастным особенно-стям, степени психологической готовности к обучению и уровню дошкольной подготовки. Одни дети, попадая в школу, проявляют отдельные учебные навыки, другие – не владеют ими вовсе. Однако их всех объединяет неподготовленность к усвоению знаний.

Некоторые первоклассники отчасти могут соблюдать школьный режим, надлежащим образом ведут себя на уроках, но и им свойственна недостаточность познавательной деятельности, что непосредственным образом сказывается на качестве усваиваемых знаний.

Серьезные затруднения в овладении учебными навыками нередко объясняются недоразвитием у школьников с ОВЗ целенаправленной деятельности. Связано это, чаще всего, с психическим инфантилизмом, отклонениями в области эмоционально-волевой сферы и некоторыми иными причинами. Как следствие, потенциальные возможности для успешного обучения у таких детей в должной мере не реализуются. Результаты выполнения ими заданий не соответствуют их умственным способностям. Одновременно дети, обладающие меньшими интеллектуальными возможностями, но имеющие сохранную эмоционально-волевую сферу, не редко добиваются более существенных успехов в получении знаний и навыков.

Наиболее отчетливо у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются недостатки речевого развития. Не секрет, что успешное овладение грамотой предполагает определенное развитие произносительной стороны речи и фонематического слуха.Учащийся должен уметь: выделить звук из слова; произвести его дифференциацию со сходными звуками; обозначить его место в слове; установить последовательность звуков, входящих в слово. Гораздо чаще, нежели дефекты артикуляционного аппарата, препятствует правильному произношению плохо развитый фонематический слух.

В формировании навыков письма и чтения вместе с произношением и фонематическим слухом также принимают участие пространственная ориентировка и зрительное восприятие, мелкая моторика мышц руки (преимущественно при обучении письму).

Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют детям с ОВЗ уточнение образа букв, расположения их элементов в пространстве. Нарушение мелкой моторики лишает движения силы, точности и координации, что препятствует правильному обозначению звуков буквами.

Все это в совокупности предопределяет потребность в проведении занятий, которые подготовят детей с ОВЗ к обучению грамоте, а в последствии - к овладению практической грамматикой, нормативной устной и письменной речью.

Однако не у всех детей с ограниченными возможностями здоровьяразличные компоненты психофизического развития имеют равностепенные нарушения: у одних - это малая дифференцированность слуховых восприятий, грубые недостатки фонематического слуха; у других - нарушение моторики или пространственного и зрительного представления и восприятия; у третьих - неправильное произношение, которое связано с изъянами речевого аппарата. Эти отклонения могут проявляться в сложностях в овладении письмом и чтением, в появлении специфических ошибок.

Учителю необходимо знать о затруднениях ребенка в обучении, об имеющихся у него нарушениях и их причинах, чтобы особыми коррекционными приемами в определенной степени облегчить процесс усвоения учебного материала. Для этого в пропедевтическом периоде проводится изучение школьников, продолжающееся и в дальнейшем, в процессе получения знаний и формирования навыков. К примеру, работа над произносительной стороной речи позволяет определить не только группу детей с серьезными дефектами произношения, которым требуется помощь логопеда, но и школьников, нарушения у которых не заметны на первый взгляд, однако в последствии они могут повлечь за собой многочисленные ошибки при письме.

В процессе развития пространственного и зрительного восприятия и представления могут быть обнаружены такие затруднения, которые без труда устраняются при обучении письму, но могут проявляться на других уроках.

Своевременное и целенаправленное изучение детей с ОВЗ в пропедевтических период позволяет предварительно раз-делить их на типологические группы, а также запланировать отдельные коррекционные мероприятия, способствующие оптимизации продвижения первоклассников в ходе фронтального обучения.

Таким образом, пропедевтический период ставит перед учителем следующие ведущие задачи:

1) изучить поступивших в первый класс детей с ОВЗ (определить их общее и речевое развитие, уровень имеющихся знаний и навыков);

2) пробудить у школьников интерес к учебе;

3) развить насколько это возможно фонематический слух и навыки речевого общения;

5) выполнять упражнения на отработку произношения;

6) сформировать пространственное и зрительное восприятие и представление;

7) скорректировать моторику рук, готовя тем самым детей к обучению письму [1, с. 5].

Дальнейшее обучение детей с ОВЗ грамоте должно осуществляться на основе принципа коммуникативной направленности, предполагающего активное включение учащихся в продуктивную речевую деятельность. К сожалению, большой объем программного материала зачастую не позволяет учителю обеспечить применение полученных детьми языковедческих сведений в речевой практике. А поскольку дети с ОВЗ быстро забывают грамматическую теорию, время, по-траченное на выполнение таких упражнений, оказывается бесполезным для совершенствования речевой практики учащихся [2, с. 38].

Список литературы:

1. Воронкова В. В. Обучение грамотеи правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 102 с

2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)школе: Учеб. для студ. дефек-тол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 18:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха

Воспитатели и учителя ещё до нынешних странных и небывалых событий со всеобщим карантином приготовили новые сценарии к 1 апреля. Разумеется, никто и представить себе не мог, что все будут отправлены по...

1 апреля. День весенних стенгазет на МААМ

Весна — лучшая художница. Уверенно держит кисть с яркой краской и меняет черно-белый однообразный пейзаж зимы на разноцветное панно. Сине-желтый ковер из первоцветов, сочная зеленая травка, цветущие...

Конспект образовательной деятельности для детей раннего возраста «Путешествие в...
Цель: продолжать формировать интерес к сказкам. Задачи:  развивать речевую активность путём использования малых форм,  учить детей...
О здоровье — наши зубы, что они любят, от чего они болеют?
Как рассказать ребенку о здоровье, с чего начать? А что знают наши дети о зубах? Зачем они нужны? А оказывается, наши дети много знают, могут рассказать,...
Познавательно-исследовательский проект «Мое зеленое чудо»
Травянчики, самая увлекательная деятельность для детей. Второй год подряд мы в весеннее время выращиваем с детьми в группе увлекательных питомчиков, даем им...