МААМ-картинки

Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений

Кузнецова Жанна
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений

В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В этих условиях для родителей и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной организации?

Публикация «Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений» размещена в разделах

ФГОС ДО на федеральном уровне закрепляет требования к результатам освоения детьми образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В силу специфики дошкольного детства (гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непроизвольности и непосредственности, а также системных особенностей дошкольного образования (необязательности уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствия возможности вменения ребенку ответственности за результат) неправомерно требовать от дошкольников конкретных образовательных достижений.

В соответствии с ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений являются

- обучающиеся,

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,

- педагогические работники и их представители,

- организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Рассмотрим, каким видят выпускника детского сада все участники этих отношений.

Так как семья выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов, мы провели анкетирование среди родителей. В анкете был всего один вопрос: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка на пороге школы?». Было опрошено 120 человек.

1. Всесторонне развитым, обладающим необходимыми знаниями, умениями и навыками – 48%

2. Умеющим читать – 43%

3. Здоровым – 31%

4. Умеющим общаться – 29%

5. С желанием учиться – 26%

6. Добрым – 14%

7. Самостоятельным – 14%

8. Усидчивым – 14%

9. Внимательным – 14%

Как видно из результатов анкеты, большинство родителей по-прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Радует то, что чем старше становятся дети, тем желания родителей склоняются в «правильную сторону» : они хотят, чтобы их дети

- хотели учиться в школе,

- были усидчивыми, внимательными, старательными,

- умели общаться,

- были самостоятельными.

Задача дошкольного образовательного учреждения информировать родителей о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. И для этого в нашем ДОУ проводятся следующие мероприятия:

• Общее родительское собрание «Дошкольное образование - первая ступень образования в России». Цель: повышение компетентности родителей в области модернизации системы образования, информирование родительской общественности о ходе внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду.

• Групповые родительские собрания «Готовность ребенка к школе». Цель - ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

• Семинар-практикум «Родители и ребенок на пороге школы». Цель – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

• Анкетирование «Портрет будущего первоклассника». Цель – выяснить, каким хотят видеть родители своего ребенка на пороге школе.

• Наглядные консультации, папки-передвижки «Право на образование», «Чему учить будущего первоклассника» и др.

• Сайт ДОУ

Основная задача всего дошкольного учреждения, а значит и каждого педагога в отдельности – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса : от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала.

Мы решили выяснить, понимание нашими педагогами этого и провели анкетирование, также задав им всего один вопрос «Каким Вы видите выпускника детского сада?».

1. Здоровый – 75%

2. Познавательно активный – 67%

3. Коммуникабельный – 53%

4. С достаточным уровнем произвольного поведения и внимания – 55%, сформирована мотивационная готовность к обучению в школе – 55%

5. Овладевший необходимыми умениями и навыками – 48%

Как видно из результатов анкетирования, воспитатели ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не «узкопредметных» знаний, умений и навыков. При чем воспитатели старших и подготовительных групп в приоритет ставят уровень произвольного поведения и внимания и мотивационную готовность к обучению в школе.

В детском саду создана система методической работы, предусматривающая сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС. Она включала:

- диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ

- педагогический совет «Внедрение и реализация ФГОС ДО»,

- деловая игра «Правильный ответ» по изучению ФГОС дошкольного образования,

- семинар-практикум «Образовательная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»,

- семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС ДО и ФГОС НОО»

- разработка и реализация модели взаимодействия педагогов МБДОУ

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Начальная школа – преемник, она подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Чтобы избежать разночтения результатов освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, важно согласовать основополагающие моменты со школой, с учителями начальных классов. Проводя анонимное анкетирование среди учителей начальных классов, мы хотели получить вариант характеристики выпускника ДОУ. Учителя начальной школы хотят, чтобы у выпускника ДОУ:

- была сформирована мотивационная готовность (любознательность, познавательный интерес, стремление к развитию) – 75%,

- саморегуляция (произвольное внимание и поведение) – 65%,

- умеет наблюдать, делать выводы – 52%,

- умеет выразить свои мысли – 46%

- коммуникабельный – 42%.

На современном этапе у учителей произошло смещение акцента в виденье готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника». Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Образование будет успешным тогда, когда учителя и воспитатели станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Взаимодействие педагогов нашего детского сада и начальной школы проявилось в следующих формах сотрудничества:

• совместный анализ адаптации детей-выпускников ДОУ к школьному обучению.

• совместное родительское собрание с учителями начальной школы, на котором родители познакомились с особенностями введения ФГОС и требованиями, предъявляемыми современной школой к выпускнику детского сада,

• встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов.

• совместный педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы». Цель: осуществление непрерывности и преемственности в обучении детей.

Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями.

В чем же проявились совпадения в пожелании и понимании того, как должен выглядеть выпускник детского сада в видении родителей, воспитателей и учителей.

Совпали три позиции:

- сформирована мотивационная готовность (у учителей на первом месте, у воспитателей на 4, у родителей – на 5,

- достаточный уровень произвольного поведения и внимания (у учителей на 2 месте, у воспитателей – 4, у родителей – на 8).

- коммуникабельность (у учителей на 5 месте, у воспитателей – на 3, у родителей – на 4).

Поэтому необходимо продолжить работу по вопросам сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений.

Ведь такое взаимодействие обеспечит :

- для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;

- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для родителей: стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Ну, и напоследок… Мы спросили у детей подготовительной группы, какими они должны быть, чтобы хорошо учиться в школе. Дети ответили:

«Чтобы хорошо учиться в школе, надо…

- не отвлекаться и не отвлекать учителя,

- быть умным,

- быть добрым».

Прикреплённые файлы:

prezentacija-mam_2fk2p.pptx | 826,09 Кб
 
Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений
Опубликовано: 25 марта 2015 в 13:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД