Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства

Анастасия Сафронова
Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства

Мотивация– важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”

В настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. И на это много объективных и субъективных причин.

Перед преподавателями стоит серьезная задача мотивировать обучающихся на учебу. Необходимо заинтересовать их, направить, дать возможность развиваться, как личность, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Причем, необходимо оценивать и контролировать работу учащихся, развивая их творческие способности и давая максимум свободы выбора, делая упор на ответственность и самостоятельность.

В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс.

Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации.

Для этого, преподаватели средних образовательных учреждений должны иметь соответствующие педагогические компетенции.

Формирования личностных образовательных результатов учащихся в большей степени зависит от педагогических компетенций преподавателя, чем от личных качеств обучающихся.

В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива. Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.

Существует несколько вариантов классификации мотивов. Мотивы подразделяются на : социальные и познавательные.

• Социальные мотивы – побуждения, связанные с различным взаимодействием учащихся с другими субъектами обучения.

Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным отечеству.

Узкие – стремление занять определённое место среди других (престиж, социальное одобрение).

• Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности.

Общие – ориентируют на овладение новыми знаниями (факты, законы и т. п.).

Предметные – интерес к организации учебного труда.

Мотивы самообразования – направленность на самостоятельное совершенствование знаний, работы.

Содержательной характеристикой мотива является личностный смысл, действенность, самостоятельность проявления мотива, осознанность мотива.

Динамическая характеристика мотивов: устойчивость, эмоциональная окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.

Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Для формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и средств обучения, способствующий развитию интереса к обучению. Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

Итак, развитие мотивации выступает средством выведения учащихся на необходимый уровень самоорганизации в учебной деятельности.

Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе, стихийно, не приходится. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

• Содержание учебного материала;

• Организация учебной деятельности;

• Коллективные формы учебной деятельности;

• Оценка учебной деятельности;

• Стиль педагогической деятельности учителя.

Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, я учитываю потребности, имеющихся у школьников данного возраста. Учебный материал подаю в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик.

Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов.

Мотивационный этап – это сообщение,почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из трёх учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.

С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.

Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения.

Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки. Предлагаются задания, которые требуют внимания, тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать. Для этого используются кроссворды, головоломки, загадки, викторины.

В учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный мотив. Для учителя ИЗО показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии:

• Познавательная активность на уроке;

• Использование дополнительной литературы;

• Умение активно работать с учебным и наглядным материалом;

• Умение рисовать с натуры, по памяти и по представлению;

• Понимание роли искусства в жизни человека ;

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.

Чтобы повысить результативность личностных образовательных результатов, необходимо учитывать познавательные и социальные мотивы.

Необходимо, чтобы между учащимися и преподавателем были построены доверительные отношения, основой которых служит взаимоуважение. От преподавателя во многом зависит, какие взаимоотношения в группе между учащимися. Нужно уметь вовремя погасить конфликт, если он вдруг появился. Нужно уметь настроить учащихся на толерантное отношение друг к другу.

Публикации по теме:

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики» Федеральный компонент государственного стандарта,.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Презентация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства» Презентация: "Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства". Тема презентации выбрана не случайно. Патриотическое.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ .

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Реферат «Виды и жанры изобразительного искусства» Содержание 1. Классификация искусств 2. Изобразительное искусство: живопись, скульптура, графика 3. Жанры в изобразительном искусстве Литература.

Использование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графикиИспользование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графики «Использование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графики». Основой любой.

Урок изобразительного искусства «Пейзаж» Тема: Пейзаж Цель: выполнить творческую работу «Пейзаж» (по замыслу автора) Задачи: обучающие - познакомить учащихся с разнообразием пейзажных.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Искусство
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства
Опубликовано: 24 августа 2018 в 10:42
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П»
БУКВА П 1. Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3. Где в лесу...
Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного...
О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности. У мелкой моторики есть очень важная...
Фотоотчет о посткроссинге «Привет из Уфы». Часть третья
Посткроссинг. «Привет из Уфы». Фото отчет. ( часть третья. Лариса Гацко. Блог. Настает волнующий момент, И появится скоро на свет Долгожданных...