МААМ-картинки

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до

Татьяна Белова
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС ДО.

Чтобы малыш- первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка. Есть разные виды организаций, которые готовят детей к школьному обучению:

• Детский сад – в подготовительных к школе группах;

• Школа – в предшкольных классах;

• Центры детского развития – на специальных занятиях.

Публикация «Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до» размещена в разделах

Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям и педагогам. Но у такой вариативности есть и свои подводные камни. Подготовка малышей к школе в этих учреждениях разная: в дошкольных – доминируют «детсадовские», в школе – учебные» методы. Центры детского развития выбирают собственные модели обучения.

Детсадовская подготовка к школе.

Плюсы:

• Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе;

• Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;

• Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.

Минусы:

• Детский сад ограничен периодизацией развития, согласно которой, возраст детей, посещающих подготовительную группу должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка у таких детей начинается на 1 год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.

Школьная подготовка

Плюсы:

• Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему первокласснику;

• В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителями, программой, по которой ему предстоит учиться.

Минусы:

• Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность;

• Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитее социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности.

Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Преемственные и перспективные задачи дошкольного учреждения и начальной школы :

• Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка через различные виды продуктивной деятельности детей

• Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики

Алгоритм преемственности «8 шагов» :

1. Образование методических объединений учителей и воспитателей.

2. Договоренность об общих целях (умениях, соблюдении технологий, принципов и т. д.

3. Посещение учителями начальной школы НОД в детском саду и коллективное обсуждение занятий с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.

4. Разработка учителями начальной школы и педагогами 1-го класса совместных занятий, уроков.

5. Диагностика готовности детей к школе, их психологического состояния на выходе из ДОО и на входе в школу.

6. Посещение уроков в 1-м классе руководителем метод. объединения и воспитателями ДОО.

7. Регулярные метод. объединения в 1-м классе – обсуждение и решение возникающих проблем.

8. Определение эффективности – диагностика, анализ.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты

Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году ФГОС ДО. Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована. Программа предшкольной подготовки, вне зависимости от места ее реализации – в детском саду или на курсах в школе, должна «подвести» ребенка к стандарту выпускника, оговоренному образовательным стандартом.

Пункт 4.1 ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат, делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Пункт 4.6. ФГОС ДО описывает целевые ориентиры образования ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Пункт 4.7. ФГОС ДО. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества

Разрешение конфликтов;

Управление поведением партнера;

Умение полно выражать свои мысли;

Владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль;

Коррекция;

Оценка;

Волевая саморегуляция;

Эмоциональная устойчивость.

Познавательные УУД:

Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор способов решения задач)

Логические (анализ; синтез; сравнение; классификация; выделение следствий, причинно – следственных связей).

Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Личностные УУД:

Самопознание и самоопределение (Я-концепция; формирование личностной идентичности)

Нравственно – этическая ориентация (выделение морально – этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей; нравственно – этическое оценивание событий; ориентировка в моральной дилемме);

Смыслообразование (установление значений и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов и жизненных интересов).

Педагоги делятся на группы. Им предлагается определить методы и формы формирования предпосылок УУД в ДОУ.

Игра на развитие предпосылок коммуникативных УУД

«Пересказ по кругу»

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра на развитие предпосылок регулятивных УУД

«Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

Игры на развитие предпосылок познавательных УУД

«Двенадцать вопросов»

Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

Игры на развитие предпосылок личностных УУД

«Придумай хороший конец к рассказу»

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял Мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?

«Дошкольное детство – не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова принять ребенка таким, каким он выходит из детского сада».

Н. Е. Асмолов

Публикации по теме:

Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы) Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,.

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Методики для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста Беседа Краткая аннотация. Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, временной последовательности, представлений о себе.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Преемственность дошкольного и начального образования по ФГОС Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных.

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.

Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования «Школьное обучение никогда не.

Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.

Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 08:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД