Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек

Елена Орлова
Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек

Для создания в образовательных учреждениях условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, необходима оптимизация учебной, психологической и физиологической нагрузки детей, в том числе и за счет использования эффективных методов и приемов обучения.

У детей дошкольного возраста наряду с речевыми нарушениями имеются отклонения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. С возрастом они начинают осознавать свой речевой недостаток и стесняться его. Одни дети могут быть повышенно агрессивными, другие, наоборот, замкнуты и подавлены, в общении со сверстниками боятся быть несостоятельными, поэтому стараются избегать общения либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.

Все это, несомненно, затрудняет работу логопеда по преодолению речевых недостатков у детей, которых необходимо вовлечь в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.

Как сделать так, чтобы в ходе вашей работы, учитывались не только возрастные особенности ребенка, но и его пол. И как из крошечной девочки вырастить прекрасную женщину, которая достигнет не только успеха в бизнесе, науке или искусстве, но и станет нежной матерью, заботливой женщиной, рачительной хозяйкой, а из мальчика – настоящий мужчина, способный защитить семейный очаг? Возможно ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли? Возможно! Но надо же когда-то с чего-то начинать.

Половые различия по сей день недооцениваются отечественной педагогикой. И в детском саду, и в школе к ребенку относятся так, словно он бесполый. Безусловно, возрастные и индивидуальные различия перекрывают особенности, связанные с полом ребенка, но их игнорирование может приводить к отклонениям в его психосексуальном развитии.

Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера.

Процесс гендерной идентичности (принадлежности) начинается буквально с момента рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. В начале, усвоение происходит бессознательно и пассивно, а позже гораздо более осознано.

К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Но хотелось бы отметить, что гендерная идентичность осознается детьми не сама собой. Начнем с того, что например, хорошо известно всем работникам детских садов: в три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом и, если, музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек и наоборот.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условия, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают его «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

Важно взаимодействие мальчиков и девочек. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До 2-х лет они еще малозаметны, но уже к 3-м годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. Отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек с отношениями с девочками привлекают, прежде всего, внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится более независимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверия.

С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях, и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители мужского и женского пола.

Успеху всей коррекционно-образовательной работы будет способствовать создание психологического комфорта воспитанников, положительного внутреннего микроклимата в общении со сверстниками, раскрытие потенциала каждого ребенка, предоставление возможностей для самовыражения, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей с учетом гендерной идентичности.

В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр и упражнений (В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические игры нередко становятся скучными, непривлекательными и бесполыми. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. Поэтому игры и пособия, используемые логопедом, должны:

- регулировать психоэмоциональное состояние детей;

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- преодолевать барьер в общении в группе мальчиков и девочек;

- создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В процессе работы над реализацией поставленных задач, по развитию мелкой и артикуляционной моторики, нами было подобрано и разработано несколько игр и пособий с учетом гендерных характеристик. Учитывая не только возрастные особенности ребенка, но и его пол, различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек. Так как именно в дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий.

Мы попытались создать в детском саду систему работы с детьми по оказанию содействия социализации, полоролевой идентификации мальчиков и девочек. Предложенные нами виды детской деятельности являются для нас нововведением.

Как мы подбирали упражнения, учитывая возрастные особенности ребенка и его пол: девочкам даются типовые и шаблонные задания, подробно проговаривают инструкцию по выполнению заданий. Мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, им сообщают лишь принцип их выполнения, при анализе заданий оцениваются их знания, а не поведение. При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, педагогов, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики. Так как у мальчиков связь интеллекта и характеристик общения носит обратный характер. У девочек связь между двумя данными показателями прямая, очень слабая и не является статистически значимой.

Литература

1. Багрунов В. П. Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека. Л.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.

4. Вейнингер О. Пол и характер. М.

5. Захаров П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей.

6. Игры в логопедической работе с детьми // ред. -сост. В. И. Селеверстов. М.: Гном, 2007. 83 с.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет» «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет» Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно.

Анализ методик изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Формирование связной речи у детей с речевыми.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Гендерное воспитание девочек и мальчиков КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Гендерное воспитание мальчиков и девочек» По результатам анализа психолого-педагогических исследований,.

Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи В литературе имеются многочисленные сведения о том, что при речевых нарушениях ручная моторика детей часто оказывается несовершенной. В.

Сюжетно-ролевая игра детей с различными речевыми нарушениями Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Особенности воспитания мальчиков и девочек Особенности воспитания мальчиков и девочек. Почему же вообще важны знания о разной природе мужской и женской? Это знания помогает лучше.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО Основное направление в деятельности ДОО на современном этапе – организация и проведение работы по повышению качества дошкольного образования.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек
Опубликовано: 13 марта 2016 в 17:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...