Светлана Жаренова
Обмен опытом «Мой подход к работе с детьми»
Я работаю, опираясь на основную форму личностного - ориентированного взаимодействия доброжелательного отношения взрослого к детям. Пользуюсь одной из технологий, направленных на личностное развитие ребёнка. Основой этой технологии лежит субъективное взаимодействие педагога с детьми, предполагающей уважение к ребёнку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в группе. Поэтому в своей работе я стремлюсь реализовать принцип сотрудничества и партнерства.
Публикация «Обмен опытом „Мой подход к работе с детьми“» размещена в разделах
Невозможно не согласиться с высказыванием великого педагога А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…». Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль я отвожу применению игровых технологий, считая их наиболее эффективными.
В тоже время наиболее емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми – это речь. Развитие речи, имеет исключительно большое значение для полноценного социально-личностного развития дошкольников. Она делает человека человеком. Именно поэтому мой подход, методика воспитательной и образовательной работы строится на развитии речи через театрализованную деятельность, где соединились два понятия «речь» и «театрализованная деятельность». Одна из главных задач, поставленная мной, состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Главной задачей развития ребенка в данном возрасте является совершенствование диалогической и монологической речи. Эту задачу я стараюсь решать через различные виды речевой деятельности и через театрализованную деятельность. Большое внимание я уделяю развитию «Русского народного творчества и театрализации». В группе оборудовала уголок театрализованной деятельности, где представлены разные виды театра: театр на магнитах, фланелеграф, пальчиковый, настольный. В результате дети общительны, активны, эмоциональны, научились творчески выражать свои эмоции и чувства с помощью мимики и интонации. Поэтому я стараюсь побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Главным источником воображения является природа. Она заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития. Природа развивает любознательность, наблюдательность. Во время наблюдений за явлениями природы более 97% детей обращают внимание на цвет травы, листьев, цветов, неба, солнца, на звук дождя, ветра, журчание ручейка, пение птиц. Получая впечатления от прикосновения с красотой природы, возникает Особое внимание, я уделяю формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе.
Над проблемой экологического воспитания работаю с 2007 года. Веду работу в экологическом кружке «Лесовичок». В своей работе я стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1) непосредственно образовательная деятельность; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и экспериментальная деятельность, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3)самостоятельная деятельность детей. На НОД происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существ. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения НОД, отдавая предпочтение игровым приемам. Стараюсь чаще организовывать экскурсии, наблюдение за живыми объектами, элементарные опыты и многое другое.
В познавательную деятельность детей я включаю работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы, демонстрирует существенные экологические связи в ней.
В моей группе созданы условия для осуществления опытно-экспериментальной деятельности детей, где проводятся с детьми простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя. В живой природе проводили опыт по определению потребности в воде различных растений: толстянки и бальзамина. Выясняли на примере зеленых черенков бальзамина, как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений. Проводили опыты с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка бальзамина, если его поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими). Или что произойдет с сеткрезией, если с окна ее перенести в дальний угол комнаты (листья теряют красную окраску, становятся зелеными). Проводили опыты с водой, чтобы выяснить имеет ли вода вкус, цвет, запах, имеет ли вода форму?
В результате проводимой практической деятельности у детей формируется диалектическое мышление, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляю папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», и др. Провожу родительские собрания. Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению стенгазет, поделок из природного, бросового материала, участию в различных конкурсах поделок, в проектной деятельности. Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.