Ольга Ефимова
Обновление форм, методов взаимодействия с детьми и родителями в вопросах формирования законопослушного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поведение, как моральная категория.
Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке.
Характеристика поведения
Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.
- Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
Публикация «Обновление форм, методов взаимодействия с детьми и родителями в вопросах формирования законопослушного поведения дошкольников» размещена в разделах
- Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
- Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
- Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
Также поведение бывает осознанным и неосознанным.
Виды поведения.
Нормальное поведение полагает взаимодействие ребёнка с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации.
Законопослушное поведение – это поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и правилам. Такое поведение, с одной стороны, требует знания этих норм, а с другой стороны, - их выполнения (соблюдения).
Отклоняющееся поведение (неконструктивное поведение) – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.
Девиантное поведение - действия и поступки людей, противоречащие социальным нормам, либо признанным стандартам поведения.
Противозаконное поведение-неправомерное поведение, которое характеризуется сознательным неподчинением требованиям закона.
Типичные формы неконструктивного поведения :
- агрессивное поведение (проявление агрессивных действий);
- импульсивное (эмоциональная неустойчивость);
- демонстрационное (кривляния, капризы);
- протестное (негативизм, упрямство, строптивость);
- недисциплинированное (нарушение общественных правил);
- конформное («слепое» послушание);
- симптоматическое поведение (сигнал тревоги).
Самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу – преступное поведение, или преступность.
Ребёнок должен знать моральную норму, принимать её социальное значение и иметь эмоционально окрашенное отношение к ней.
Отклонение в поведении от нормы связано с двумя факторами:
- ошибками воспитания;
- определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Из каких составляющих компонентов складывается законопослушное поведение дошкольников?
- Культура поведения;
- безопасное поведение в быту, социуме, в природе;
- здоровый образ жизни;
- патриотические чувства, толерантность;
- бережное отношение к природе и ко всему живому;
- выполнение трудовых поручений.
Предложения по формированию законопослушного поведения у детей дошкольного возраста :
- организация ранней профилактики незаконопослушного поведения детей в детском саду;
- организация специальных занятий для родителей; (например, «Искусство быть родителем», «Родителями не рождаются» и др.
Основой для формирования законопослушного поведения должна стать профилактика противоправного поведения среди детей.
Уровни формирования законопослушного поведения дошкольников :
когнитивный (знание) уровень. (правовые убеждения личности);
эмоциональный уровень. (эмоциональное отношение);
поведенческий уровень. (ценностно-правовая ориентация).
В процессе специально организованной воспитательной деятельности необходимо включать ребёнка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения.
Противоречивая ситуация – средство, обеспечивающее процесс соотношения, сопоставления в сознании ребёнка своих действий и моральных норм общества.
Законопослушное поведение у дошкольников формируется в различных формах совместной деятельности:
- с использованием игровых методов (ситуативные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, КВН, викторины, игротеки, игры-драматизации);
- с преобладающим использованием словесных методов (беседы, тематические занятия, экскурсии, дискуссии, чтение литературы, заучивание, просмотр учебных фильмов, презентаций);
- с преобладающим использованием практических методов (продуктивные, интегрированные занятия, практические занятия на автоплощадке, моделирование).
Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки.
Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка.
Обновление содержания образования требует от педагогов:
- применения новых современных форм работы с детьми;
- интегрированной образовательной деятельности;
- проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
- творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;
- изготовление макетов.
Педагогами должны использоваться
- проблемные ситуации;
- игровые обучающие ситуации;
- эвристические беседы;
- коллекционирование.
Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Решение задач формирования законопослушного гражданина осуществляется в тесном взаимодействии педагогов ДОУ и родителей. Для этого используются следующие формы работы с родительской общественностью :
- анкетирование;
- консультирование;
- круглые столы, деловые игры;
- совместные мероприятия, праздники;
- тематические выставки, фотовыставки, конкурсы, акции;
- организация собраний, конференций, семинаров, педагогических практикумов, мастер -классов, тренингов для родителей;
- использование наглядной агитации (стенды, папки-передвижки, буклеты, видеосъёмка).