Приложение МААМ

Обобщающая беседа: «Что нам осень принесла» (развитие речи старших дошкольников средствами народной педагогики)

Полкова Людмила
Обобщающая беседа: «Что нам осень принесла» (развитие речи старших дошкольников средствами народной педагогики)
▼ Скачать + Заказать документы

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально –художественная, двигательная, чтение.

Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, музыка.

Цели: закрепить представления детей о признаках осени и осенних явлениях при помощи русского фольклора; умение устанавливать связь между признаками природы; формировать умения правильно воспринимать и понимать содержание фольклора; развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли; воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа.

Публикация «Обобщающая беседа: „Что нам осень принесла“ (развитие речи старших дошкольников средствами народной педагогики)» размещена в разделах

Предварительная работа: разучивание пословиц, примет, частушек, чтение сказок, наблюдение за природными изменениями.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: обогащенный словарный запас за счёт образных слов и выражений; овладение связной речью и культурой языка, в результате такого мощного языкового творчества, как фольклор; использование в активной речи русского фольклора.

Материалы и оборудование: мультимедио,

Содержание непосредственно организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.

Мы очень рады видеть Вас сегодня здесь в гостях у нас.

И в этот день чудесный и осенний, мы так хотим создать вам настроение.

И пожелать здоровья доброго, душевного тепла,

чтоб жизнь была, как солнышко светла.

2. Обобщение знаний об осенних явлениях природы.

Педагог. Тише, тише. Тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите

Сказку нам вы не спугните!

Педагог. - Какими словами обычно начинаются сказки?

Дети. Жили – были.

Педагог. - Правильно! Жили-были! И так жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и. А вот, что происходит, мы сейчас с вами увидим.

Педагог. - Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, что она нам принесла? Какие замечательные свои фотографии прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим

1. Какую осень мы видим на этой фотографии? (ранняя)

2. К какому месяцу относится ранняя осень? (сентябрь)

3. Как в старину называли осенний месяц сентябрь? (рябинник, хмурень, листопадник)

4. А какая осень наступает после ранней? (золотая)

5. К какому месяцу относится золотая осень? (октябрь)

6. Как в старину называли осенний месяц октябрь? (грязник, капустник)

7. А какая осень наступит после золотой? (поздняя)

8. К какому месяцу относится поздняя осень? (ноябрь)

9. Как в старину называли осенний месяц ноябрь? (подзимник, грудень)

10. Как вы думаете, какая осень холоднее : золотая или поздняя? Почему?

11. Почему мы называем осень золотой?

Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад (волшебная палочка)

Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?

Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать

Педагог. Итак, эти старинные названия месяцев отражают признаки погоды.

Педагог. Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие пословицы вы знаете?

Пословицы

1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

4. От осени к лету, поворота нету.

5. Лето со снопами, осень с пирогами.

6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

1. Осенью паутина на ясную погоду.

2. Гром в сентябре - теплая осень.

3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Педагог. Ребята, в наши дни эти пословицы и приметы тоже верны.

Педагог. Какую погоду нам осень принесла?

Дети. Дождливую, холодную, сырую, ветреную, хмурую, ясную, пасмурную.

3. Обобщение знаний об овощах, фруктах, грибах.

Педагог. Из какой сказки слова?

- Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

- Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. (р. н. с. «Мужик и медведь») (волшебная палочка)

Педагог. Что созревает осенью?

Дети. Осенью созревают овощи, фрукты, грибы.

Педагог. Сейчас, я вам буду загадывать загадки, и если вы ее правильно отгадаете, то на экране своей волшебной палочкой осень покажет вам отгадку.

Дидактическая игра «Вершки и корешки» (Что мы употребляем в пищу)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. лук.

Из земли за чуб плутовку

Тянем сладкую. морковку.

Важен он, как господин,

Этот сочный. апельсин

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней. помидора.

Кислый – очень кислый он!

В чай к нам просится. лимон.

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я. свекла.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная. картошка.

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

шляпка есть - нет головы. Гриб.

Педагог. Итак, что еще нам осень принесла осень принесла?

Дети. Грибы, овощи, фрукты.

4. Обобщение знаний о хлебе.

Педагог. Как называются небольшие песенки, обращенные к явлениям природы (дождю, солнцу, грому, радуге и др. ?

Дети. Песенки – заклички.

Педагог. Какую песенку – закличку вы знаете?

Дети. «Восенушка – осень»

Осень, осень, осень,

Гости недель восемь!

Со громами сильными,

С дождями, ливнями.

Лей – ка, дождик, с неба –

Больше будет хлеба!

Педагог. Для чего закликали дождик?

Дети. Чтобы было больше хлеба (волшебная палочка)

Педагог. Какие вы знаете пословицы о хлебе?

Дети. Хлеб –всему голова.

Худ обед, когда хлебе нет.

Хлеб да вода – то наша мужицкая еда.

Педагог. Итак, осень нам принесла богатый урожай хлеба.

Педагог. Как можно сказать одним словом, что созревает осенью?

Дети. Конечно, урожай.

6. Обобщение знание о жизни животных и птиц осенью.

Педагог. А сейчас поиграем в игру «У медведя во бору»

Педагог. Что происходит с животными осенью?

Дети. Они готовятся к зиме.

Педагог. Как животные готовятся к зиме?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох. Птицы собираются стаями и улетают на юг (волшебная палочка).

Педагог. Почему?

Дети. Им нечего есть.

Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.

Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.

Педагог. Назовите птиц-зимников:

Дети. Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки, чечётки…

7. Рефлексия.

Педагог. Итак, что же нам осень принесла?

Дети. Разнообразную погоду, большой урожай овощей, фруктов, грибов, хлеба и изменения в жизни животных и птиц.

Педагог. В заключении ребята споют вам частушки.

Дети. Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Как красиво всё кругом

Золотым осенним днем :

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят!

Осень, Осень золотая,

Хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла!

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души:

«Хороши частушки ваши,

И вы тоже хороши!»

Педагог. В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала Осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила:

Желтым, красным цветом землю разукрасила.

Жители земные чуду удивляются:

Все кругом искрится, все переливается!

Педагог. А что вам еще осень подарила?

Дети. Хорошее настроение.

Публикации по теме:

Карта анализа календарного плана воспитателя Эстетика оформления Общие вопросы (список детей, режим дня, расписание НОД) Планирование НОД • Соответствие календарно-тематическому плану.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщающая беседа: «Что нам осень принесла» (развитие речи старших дошкольников средствами народной педагогики)
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 13:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщающая беседа: «Что нам осень принесла» (развитие речи старших дошкольников средствами народной педагогики)» (включая файлы) размещена пользователем Полкова Людмила (УИ 75386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД