Папки-передвижки

Обобщенная модель-карта логопедического занятия. Элементы ТРИЗ в коррекционной работе

Светлана Прохорова
Обобщенная модель-карта логопедического занятия. Элементы ТРИЗ в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

Публикация «Обобщенная модель-карта логопедического занятия, Элементы ТРИЗ в коррекционной работе» размещена в разделах

• фронтальных (подгрупповых) занятий;

• индивидуальных занятий;

• занятий подвижными микрогруппами.

Организация и структура занятий зависят от логопедического диагноза, целей и формы проведения. К логопедическим занятиям предъявляется много требований, логопедам известно, как много надо успеть за короткое время занятия. Занятие должно быть динамичным, интересным. Обязательно включать игровые фрагменты и сюрпризные моменты. На логопедическом занятии должна быть частая смена различных видов деятельности. Конечно же, все это возможно при продуманном планировании занятия. Я часто использую на занятиях универсальную шпаргалку – обобщенную модель плана логопедического занятия. Эту идею я подсмотрела у учителя-логопеда Инны Крохиной, на сайте интернет-журнала «Лицей» (https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika/6419-shpargalki). Инна Крохина разработала модель индивидуального занятия. Я взяла за основу ее модель, но кое-что изменила и попыталась использовать эту идею не только для индивидуальных, но и фронтальных и подгрупповых занятий. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в путешествие по улицам, обозначенным на карте-шпаргалке. Каждая улица города имеет свое название в зависимости от задач, которые необходимо решить на том или ином этапе занятия.

Наполняемость занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Карту можно разрезать и располагать карточки линейно. На индивидуальное занятие можно вносить карту без проложенного маршрута, заготовка вставляется в файл и ребенок фломастером сам прокладывает путь. Это помогает ему осознанно работать на занятии. В конце занятия подводится итог, на каких улицах города побывали, что там делали. На фронтальном занятии в начале обучения карта чаще всего с обозначенным маршрутом, но потом дети сами выкладывают нужный маршрут по плану занятия. На фронтальных занятиях по формированию фонетической стороны речи, мы посещаем не только улицы Умной головы, Хорошослышащих ушек, Ловкого язычка, но и попадаем на улицу Строгих схем, Важных букв, Веселых картинок и т. д. С одной улицы на другую можно весело добежать с мячом (использую различные игровые упражнения с мячом, с веселыми нотками (тут тоже можно пофантазировать и использовать различные задания, например, логораспевки).

Пример карты индивидуального занятия:

На улице Ловкого язычка есть много разных домиков: домик Змейки (для постановки звуков ш и ж, домик Самолетика для звука р и др. В каждом из домиков свои правила (эти правила повторяют артикуляционный уклад группы звуков, над которой работает ребенок).

Нотки показывают, что идти дальше разрешит музыкальная открытка: она играет только после правильно выполненного ребенком упражнения (очень похоже на биологическую обратную связь).

Если ребенок устал, всегда можно провести динамическую паузу (схема «ножки»).

Попадая на улицу Умной головы, мы выполняем упражнения и творческие задания на развитие логического и системного мышления, памяти, воображения, лексико-грамматического строя, на развитие связной речи.

На улице Хорошослышащих ушек развиваем фонематический слух, восприятие, представление, работаем над слоговой структурой слова. Пальчиковую гимнастику проведем на улице Ловких ручек при первых признаках усталости у ребенка.

Пример карты фронтального занятия по обучению грамоте:

Улица Умной головы– можно использовать на занятии не один раз, на данной карте – это оргмомент, на котором я даю различные задания на ориентировку, на логику, на внимание и память по теме занятия.

Улица Ловкого язычка– рассматриваем артикуляционный уклад изучаемого звука, даем характеристику, селим в «Замок звуков».

Улица Хорошослышыщих ушек – выполняем задание по развитию фонематического слуха, восприятия звука.

По дороге с мячом выполняем задания на преобразования слогов, слов.

Улица Веселых картинок – играем с картинками по теме занятия, выполняем подбор картинок по заданному звуку, по определению позиции звука и т. д.

Улица Быстрых ножек поможет детям отдохнуть (динамическая пауза).

Из центра города мы можем отправиться снова на улицу Умной головы и выполнить какие-нибудь задания на логику, память и внимание, ответить на вопросы, составить предложения и т. п.

А можем отправиться на улицу Букв и познакомиться с новой буквой, написать её в тетради, выложить из палочек, ниток, проволоки, найти в магнитной азбуке.

Улица Важных схем поможет выполнить задания на выкладывание схем слов.

Улица Ловких пальчиков - выполняем задания на развитие мелкой моторики.

Улица со строительством – выполняем задания на слоговую структуру, на данном занятии собирали слова из кубиков лего с напечатанными слогами.

В конце занятия вернулись на улицу Умной головы и подвели итог занятия.

Для меня карта – шпаргалка показалась интересной тем, что всегда можно добавить нужные улицы, придумать им подходящие названия (иногда мы делаем это с детьми, заинтересовать детей, учить малышей планировать свою деятельность на занятии, дает большой простор для вашей фантазии и позволяет ничего не забыть. Кроме того, карта помогает на занятии идти от простого к сложному, создавать проблемные ситуации на каждой улице и, конечно же, учиться, играя!

Мне очень помогает эта модель-карта в проведении занятий с детьми с нарушениями речи. Думаю, она актуальна и для детей без отклонений в развитии.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования.

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.

Отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт о коррекционной.

Перспективный план по работе с родителями коррекционной группы Сентябрь Консультация: «Режим и его значение в жизни ребенка» Цель: Активизировать внимание родителей внимания к вопросам воспитания и адаптации.

Конспект занятия «Использование песочной игротерапии в коррекционной работе» Использование песочной игротерапии в коррекционной работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41».

Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР. Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР. Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный.

Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор. Вследствие чего, увеличивается количество детей с несформированной.

Элементы театральной деятельности в работе второй младшей группыЭлементы театральной деятельности в работе второй младшей группы Давно известно, что речь является основой психического воспитания детей, поэтому важнейшей задачей процесса образования во второй младшей.

Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными.

Зрительная гимнастика в коррекционной работе логопеда Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщенная модель-карта логопедического занятия. Элементы ТРИЗ в коррекционной работе
Опубликовано: 25 августа 2017 в 14:58
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщенная модель-карта логопедического занятия. Элементы ТРИЗ в коррекционной работе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Прохорова (УИ 529767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД