Лучший педагог года

Обобщение и распространение педагогического опыта «Традиции и инновации в работе с семьей»

Светлана Овчинникова
Обобщение и распространение педагогического опыта «Традиции и инновации в работе с семьей»

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

Семья – это маленькая ячейка общества, в которой рождаются дети, приобретают первоначальные жизненные азы, воспитываются. Достигнув трехлетнего возраста, малыши начинают посещать детский сад. Возникает связь между родителями и педагогами, направленная на развитие ребенка. Перед воспитателями встает задача: тесное, плодотворное сотрудничество с родителями в целях успешного развития ребенка в области нравственного, трудового, умственного, физического, художественно-эстетического воспитания.

Публикация «Обобщение и распространение педагогического опыта „Традиции и инновации в работе с семьей“» размещена в разделах

Детский сад – это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Воспитателю необходимо построить работу таким образом, чтобы родители были заинтересованы в совместной деятельности и в получении результата. Оттого, как организована работа с родителями, зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому воспитатели детских садов внедряют в практику различные формы работы с родителями, стараясь добиться сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечивая всестороннее его развитие.

Многие молодые родители недооценивают роль физического воспитания, некоторые затрудняются в психологических подходах к детям, другие не уделяют внимания трудовому и патриотическому воспитанию, третьи – из-за низкого уровня культуры искажают собственную речь, а тем самым речь ребенка, своими поступками подают не всегда положительный пример малышу. А есть категория неблагополучных семей, где все проблемы отражаются на развитии ребенка.

Фомичевский детский сад открылся в 2009 году и работает пятый год. В период открытия детского сада социальный статус семей находился на очень низком уровне. Сад посещало 17 воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет: из них – 8 детей из неблагополучных семей, 4 – из многодетных семей, 16 – из малообеспеченных семей. Такая ситуация требует от воспитателя постоянного контроля, тесного контакта с родителями. За это время педагогам пришлось столкнуться с проблемами, вытекающими из семьи – это низкий уровень нравственной культуры родителей, равнодушное отношение родителей к уровню развития ребенка и к посещению ребенком ДОО, больное количество родителей имеют различные вредные привычки. Высокий процент безработицы отражается на финансовое благополучие ребенка. На 2013-14 года мы имеем такую картину: неблагополучных семей на сегодняшний день нет, но проблема безработицы среди родителей остается актуальной, хотя финансовое благополучие семей улучшается.

Для того чтобы между родителями и воспитателями установился тесный контакт, взаимопонимание, детский сад в своей работе должен служить образцом воспитания. Только при соблюдении этого условия родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателя, будут охотно устанавливать с ними контакт и принимать участие в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

Перед педагогами ДОО была поставлена цель:

Изучение актуальных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников, необходимых для повышения нравственности и активности родителей, как участников воспитательного процесса

Данная цель реализовалась через следующие задачи:

-выявить и обозначить существующие проблемы в семьях, отрицательно влияющие на воспитание детей;

-выделить как традиционные, так и новые активные формы взаимодействия с родителями с целью повышения их активности в воспитательно-образовательный процессе;

-спланировать индивидуальную работу с родителями;

-вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения подразумевает применение разнообразных подходов и использование различных форм взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и инновационные.

Из традиционных форм работы с родителями в нашем детском саду можно выделить индивидуальные консультации и беседы, родительские собрания, информационно-наглядные формы.

Родительские собрания являются традиционной формой и эффективны во все времена. Плановые родительские собрания проходят один раз в полугодие, на которых обсуждается проблема, имеющая место в данном учреждении. На собрании дается теоретическое обоснование проблемы, обсуждаются допущенные ошибки, предлагаются пути выхода их нее.

За последние три года проводились следующие родительские собрания: «Искусство - хвалить», «Во что играют наши дети?», «Дети в семье». Собрания родители стали посещают с интересом, отмечается 100%-ая явка, потому что каждый научился видеть и понимать проблемы, имеющие место в их домашнем воспитании, находит для себя что-то полезное и применяет в своей практике. Такая работа дает положительный результат в отношениях родителей и детей.

При работе с ребенком, при наблюдении за ним воспитатель, часто выявляет имеющуюся проблему. Через индивидуальную беседу сначала с ребенком, а потом с родителями выясняет ситуацию, и совместно планируют дальнейшую деятельность. Через применение индивидуальных форм работы удалось избежать следующие проблемы: воровство, вредные привычки ребенка, высокая самооценка, жадность, отношение к старшим, отношения между детьми в семье, поведение за столом и в общественных местах. Хочется отметить, что в настоящее время между детьми восстановлены дружеские, доверительные отношения, старшие воспитанники стараются быть примером для малышей, оказывают им посильную помощь. Все без исключения с пониманием относятся к ребенку инвалиду (даун, принимают его в игру, оберегают от травм и ушибов.

В нашем детском саду имеется уголок для родителей, где для них размещается дополнительная полезная информация по воспитанию детей. Здесь же родители могут оставить заметку, в которой сообщают об имеющейся проблеме и желают получить ответ.

Наблюдения показывают, что отношения между детьми и родителями приобретают дружеский теплый характер, существующие проблемы в их отношениях постепенно уходят, родители стали проявлять больше инициативы, стали более раскомплексованны. Поэтому индивидуальные и коллективные формы эффективны не только в деятельности с детьми, но и в работе с родителями.

Для организации продуктивной деятельности в работе с родителями применяются инновационные технологии – это технология проектной деятельности и технология исследовательской деятельности, которые способствуют вовлечению родителей в поиск нового и увидеть результат работы.

Из инновационных форм работы в детском саду наиболее приемлемыми являются информационно-аналитические и досуговые. К информационно-аналитическим формам работы относится анкетирование, которое позволяет выявить проблемы, связанный с воспитанием ребенка, определить отношение родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОО, выявить уровень удовлетворенности родителей работой детского сада, материально-технической базой, уровень информации, сообщаемой о ребенке воспитателем.

Практика показывает, что активность семей дошкольников зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в ДОО, от желания педагогов заниматься просвещением родителей.

Привлечение родителей к проведению различных досугов с детьми позволяет разнообразить мероприятия, повысить интерес ребенка, заинтересовать родителей.

Работа с родителями более эффективна, если она осуществляется в рамках проектной деятельности. В нашем детском саду разработано два долгосрочных проекта: «Наша малая родина» для детей, «От счастья ключи в семье ищи» для родителей.

Цель проекта «Наша малая родина» :

-Формирование представлений о родном селе, о его нравственных ценностях, знакомство с односельчанами, чьи имена прославляют родное село.

Цель проекта «От счастья ключи в семье ищи» :

-Возрождение традиций семейного воспитания.

Данные проекты разработаны таким образом, что участники одного проекта являются и участниками другого и друг без друга не могут реализовать проекты.

Малый возраст детей не позволяет детям самостоятельно работать над проектом. Они не могут сами заниматься сбором, обработкой и оформлением собранного материала. Без родительской помощи не обойтись. Родительский проект не может реализоваться без детей, т. к. все делается для ребенка. Поэтому совместная работа в рамках проектной деятельности оказала положительную роль на развитие детей, родителей и детского сада в целом.

Реализация проекта для родителей предполагает следующие результаты: возрождение традиций семейного воспитания, повышение активности родителей, включение семьи в образовательный процесс, применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье. В работе над проектом «От счастья ключи в семье ищи» итоговой деятельностью является создание и защита выставок. Выставки на темы: «Мой дом – моя семья», «Мой папа маленький, моя мама маленькая», «Солдаты моей семьи», фотовыставки в рамках районных конкурсов «Я живу в Забайкалье», «Моя счастливая семья» создавались руками родителей и детей, а презентовали работы воспитанники. Выставка «Моя мама лучшая на свете» была оснащена изделиями, выполненными руками матерей. В защите участвовали мамы. Они делились своими необычными секретами рукоделия и кулинарии друг с другом. Выставка «Война в истории моей семьи» оформляется из материалов исследовательских работ к Дню Победы, которая ведется по проекту «Наша малая родина», одним из направлений которого является «Ветераны войны и труженики тыла»

Родители являются прямыми участниками исследовательской деятельности и тоже проявляют огромный интерес к истории малой родины. Совместно с детьми они устанавливают забытые родственные связи и составляют родовое дерево, узнают нужную информацию, друг другу рассказывают интересные факты, события, которые им удается узнать. В оформлении работ главная задача возлагается тоже на родителей. Многие родители в рамках проектной деятельности стали осваивать ИКТ.

В результате этой работы дети узнают новое интересное, учатся гордиться своим селом и родственниками, у них начинает формироваться чувство патриотизма, гордости за свое село. Собирая и оформляя по крупицам материал, мы увековечиваем память наших земляков, ведь их почти уже не осталось на нашей земле, а знать их, помнить и воспитываться на их примере нужно.

Уже три года наши воспитанники принимают участие в школьной научно-практической конференции и награждаются сертификатами участника и дипломами I Степени. Впервые в этом году наш воспитанник принимал участие в окружной научно-практической конференции. Эти исследования мы презентуем в детском саду перед младшими товарищами, перед жителями села на тематических праздниках, посвященных Дню Победы, митингах дню Памяти. Материал исследовательских работ публикуется на страницах районной газеты «Знамя труда». Такая работа является интересной и познавательной как для детей, так же и для родителей. Наибольшую значимость исследовательская работа подтвердила в этом году в связи со сложной политической обстановкой на Украине. Этот вид деятельности способствует воспитанию патриотизма не только среди детей, но и среди молодых родителей. Вместе с детьми родители познают историю подвига земляков и придают этому наибольшую ценность.

Среди досуговых форм работы выделяются «Мастер-классы», которые включаются в родительское собрание. На собрании «Искусство хвалить» проводился мастер класс «Родительское собрание в лесном детском саду», где родители, играя, учились хвалить ребенка. На собрании «Во что играют наши дети» был показан мастер класс «Разноцветные ладошки», где родители познакомились с нетрадиционными методами рисования и применением их во время семейных вечеров и досугов.

С помощью родителей создаются новые развивающие зоны, пополняется оборудованием уже имеющихся. С этой целью среди родителей проводился конкурс «Мягкая игрушка». Изготовленные веселые игрушки разнообразят занятия, повышают интерес детей, мотивацию. Во время работа мастерской «Веселая игрушка» родители изготавливали игрушки из ненужных материалов и создали развивающиеся зоны. В течении этого учебного года в детском саду появились новые игровые зоны: «Домашнее хозяйство», «Кукольный театр», «Пожарная часть». Зоны «Дорога», «Старинная изба», «Умелые речки» пополнились новыми объектами. Участие родителей в работе мастерских способствует разнообразию воспитательно-образовательного процесса. Участие родителей в проведении утренников повышает активность ребенка, качество мероприятия.

Использование разнообразных форм в работе с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателя, повышается их культура, повышается заинтересованность в развитии своего ребенка. Дети становятся более активными, возрастает их желание участвовать в мероприятиях, формируется положительная мотивация учебной деятельности, устанавливаются более близкие отношения между родителями и детьми. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс положительно сказывается на развитии ребенка. Итоговые мониторинги говорят о том, что у воспитанников достаточно высокий уровень развития психических процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

Публикации по теме:

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта «Формирование интереса к двигательной активности» Введение Здоровье детей — богатство нации: этот тезис не утратит актуальность во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Обобщение опыта на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Балтай» Балтайского муниципального района Саратовской области.

Обобщение педагогического опыта МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №»27 «ЗАРНИЧКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА Обобщение педагогического опыта на тему: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО.

Обобщение педагогического опыта на педсовете Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая Обобщение педагогического.

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Обобщение педагогического опыта по «Уфаведению» в младшей группе Обобщение педагогического опыта по реализации проекта «Уфа- любимый город» в младшей группе. У каждого свой милый край. Ты не тоскуй,ты.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Обобщение педагогического опыта «Речь младшего дошкольника» Опыт работы по речевому развитию «Речь младшего дошкольника» Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным.

Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Воспитатель: Дубровина Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение и распространение педагогического опыта «Традиции и инновации в работе с семьей»
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 18:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД