Приложение МААМ

Обобщение опыта работы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Яна Вирановская
Обобщение опыта работы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, гнев и раздражение, что порождает неуверенность в себе и является проблемой в общении со сверстниками и взрослыми. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку?

Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей.

Публикация «Обобщение опыта работы „Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Во-первых, боязнь у ребенка быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.

Во-вторых, пережитая обида или душевная травма или само нападение.

Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию: важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы.

Проблема эмоционально- личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается основа человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Все вышесказанное объясняет актуальность использования сказкотерапии в работе с дошкольниками. Актуальность сказкотерапии состоит и в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей: нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов, сказок, посвященных духовно-нравственной проблеме.

На сегодняшний день существуют такие проблемы, как:

жестокие сказки, несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

занятость родителей и развитие массового телевидения - ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

Сказкотерапию можно назвать поистине «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы, развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии.

Моя работа над опытом охватывает период с ноября 2016 года по настоящее время.

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы психолога с детьми, педагогами, музыкальным руководителем и родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, на совместных групповых и индивидуальных консультациях с родителями и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

Хотела бы вам показать, как педагоги и музыкальный руководитель проводят занятия с использованием сказкотерапии (фото)

Целью моей работы является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через использование метода сказкотерапии. Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

Определить и изучить состояние эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме сказкотерапии.

Подобрать и адаптировать программу по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста.

Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

Содержание образования и средства достижения цели.

Коррекционно- развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями.

Этапы коррекционно-развивающей работы

1. Констатирующий этап

Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях:

характеристика родителями состояния своих детей

преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявляются поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.

В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной были выбраны следующие параметры:- общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка были выявлены дети, нуждающиеся в коррекции поведенческих нарушений.

Далее использовались диагностические методики с целью уточнения данных наблюдений и опроса родителей:

- проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, позволяющий определить общий уровень тревожности ребенка (Приложение 1);

рисуночная методика «Кактус» - для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности –(Приложение 2);

Анкета для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы детей.

Формирующий этап

В задачи формирующего этапа входит составление коррекционно-развивающей программы, направленной на знакомство детей с эмоциями, снижение нарушений в эмоционально-волевой сфере, а именно: на снижение агрессивных проявлений, раздражительности и тревожности.

На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану (Приложение 4).

Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве подгрупповой работы 1 раз в неделю по 20-30 минут. Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Основная цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы решаются следующие задачи:

познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям;

• передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

• переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

• развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

• научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

Выстраивая коррекционную работу с детьми, я подобрала цикл авторских сказок, разработала тематический план для детей старшего дошкольного возраста.

Занятия по сказкотерапии я построила следующим образом.

I этап. Организационный момент, на котором я использовала приветствия: «В кругу друзей», «Время сказки подошло…»,с целью настроить детей на совместную работу.

Дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание (т. е. глаза в глаза). И взявшись за руки передают друг другу улыбку, теплое прикосновение, солнышко, сердце, волшебный клубочек или просто, взявшись за руки, смотрят на свечу. (видео)

II этап. Проблема практики.

Её назначение расширить представление детей, о чем- либо. На этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей. (фото)

Первые три занятия являлись подготовительными, или адаптационными.

На первых трех занятиях мы работали по сказкам, которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. Такие сказки, как: «Знакомство с волшебной страной», «Сказка о подсолнечном семечке», «На маленькой полянке». Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом, привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

Для создания игровой сказочной атмосферы, нами была изготовлена кукла Сказочника. Мы надеялись, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта с нами, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы, где детям читались сказки, которые были направлены на какую-либо проблему.

Такие сказки, как: «Непослушный воробышек», «Маленький желтый автобус», «Белочка-припевочка», «Случай в лесу», «Сказка про енота», «Бусы из волшебных ягод», «Тимошка и Темнота», «История про звездочку», «Сказка о страхе», «Маленький медвежонок». Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Она всегда говорила «Помогите мне, я не умею». В конце сказки детям задавались вопросы: «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?».

Сказка про ежика Витю, была направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Такие сказки, как «Сказка про енота», «Тимошка и Темнота», «Разноцветная звезда», «История про звездочку», «Сказка о страхе», «Маленький медвежонок». Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли нам научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

III этап. Ритуал «входа» в сказку.

Цель: создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).

Ритуал «входа в сказку» используется с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку. (фото)

IVэтап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях. (фото)

На данном этапе дети выполняли двигательно-релаксационное упражнение «Подсолнух», психогимнастическое упражнение «Спаси птенца», этюд «Цветок», пальчиками рисовали «Ромашковое поле», выполняли изотерапию «Волшебные цветы, где детям предлагалось стать волшебниками и оживить цветы. Выполняли диагностическое рисование «звездочки», а также, выполняли худож. упражнение «Нарисуй страх» и Вербальное упражнение «Напугаем страх» и «Отпускаем страх».

Кроме того, на данном этапе дети выполняли сказкотерапевтическое упражнение ««Мы и герои сказок», где детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию, в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности: роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли капитана корабля где громким голосом они могли отдавать «приказы». Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

V этап. Развивающие элементы самосознания.

На данном этапе, дети погружались в свое внутренне состояние и прощались со сказкой.

На данном этапе я использовала такие игры и упражнения, которые помогали детям снять психоэмоциональное и психомышечное напряжение: «Солнечный зайчик», выполняли психологическую лепку, упражнение «Шалтай-Болтай», «Воздушный шарик», выполняли когнитивное упражнение «Чаша добра».

VI этап. Ритуал «выхода из сказки».

Цель: закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде)

Выход из сказки осуществлялся, так же как и вход. Произносились волшебные слова: «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

VII этап. Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.

Кроме того, для закрепления положительных эмоций от работы, мы вместе с детьми открыли в группе «Творческую мастерскую». Где проявляют свое творчество и фантазию в рисунках на тему «Взлохмаченные человечки», «Веселые и грустные кляксы», «Сказочная страна».

В рамках совместной работы с педагогами, родителями и детьми был организован конкурс на тему «Моя любимая сказка из детства», а также конкурс на самую лучшую книгу «О добрых делах и поступках». Дети младших и средних групп создавали вместе с родителями подделки на тему своей любимой сказки или сказочного героя.

Дети старших групп, дома вместе с родителями, рисовали иллюстрации для книги о добрых делах и поступках» и потом, вместе с воспитателем, в группе, создавали книгу.

Кроме того, нами была разработана картотека дидактических игр по русским народным сказкам.

У нас в группах организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации к сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Особую роль в своей работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. С этой целью я провела беседу на тему «Сказка в жизни ребенка», а также раздали памятки на эту тему. Кроме того, провела тестирование родителей на тему «Какие сказки нужны моему ребенку.

Работа с родителями детей помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

- актуализация проблемы на первичных консультациях;

- индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

- выступление с презентацией на родительском собрании на тему «Сказкотерапия детских проблем»

- памятки для родителей.

Завершающий этап

По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.

Результативность опыта.

В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей:

эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

преобладают положительные эмоции;

появляется постоянная дружба со сверстниками;

развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

Родители:

стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

повысилась психолого-педагогическая культура.

Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой (Приложение №2). На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики отмечено, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, долго не могут приступить к выполнению предложенного задания, только после одобрения, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

Так, по результатам первичной диагностики графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы:

Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена (фото)

Уровень тревожности первичные и вторичные результаты

высокий 18,4/10,5

средний 26,3/18,4

низкий 1/6%

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Проявляли вредные привычки невротического характера - грызли ногти, качали ногой и др. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности - потели ладони рук.

Данное исследование позволило сделать вывод о том, что половина детей испытывает высокий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее, сон спокойный.

Подводя итоги, проделанной работы, мы сделали вывод: дети научились прямо говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода сказкотерапии для эмоционально - волевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Ценность фольклора заключается в том, что легко.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка»Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка» Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Обобщение педагогического опыта. Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми среднего дошкольного возраста Автор: Сытник Галина Николаевна воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад «Сказка» Ростовской области, Кагальницкого района,.

«Агропромышленная направленность в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы) «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К. Д. Ушинский Дошкольный.

Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Выбранная нами тема очень актуальна в наше время, т. к. в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 августа 2017 в 12:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Вирановская (УИ 1133722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД