Папки-передвижки

Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности»

надежда логанова
Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности»

«Любите и изучайте великое искусство музыки

Оно откроет вам целый мир высоких чувств.

Оно сделает вас чище, совершеннее

Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Д. Д. Шостакович.

Как подарить детям радость творчества, вызвать ощущения своего духовного потенциала? Как разбудить фантазию чувств, фантазию ума? Как организовать и вести работу по музыкальному воспитанию, чтобы получить максимальный результат? Эти вопросы всегда стоят передо мной.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности“» размещена в разделах

Каждую работу, каждое дело питает источник энергии. В моей работе таким источником является творческая инициатива и любовь к своему делу.

Используя различные виды музыкальной деятельности, можно влиять на формирование личности ребёнка, развивать воображение, фантазию, пробуждать стремление к творчеству. С развитием общей музыкальности совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка –воображение –фантазия – сказка – творчество -такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои силы. Из этого вытекает цель музыкального воспитания : развитие личности, обогащение его духовного мира через музыку.

Музыкальная деятельность – самый многогранный вид деятельности дошкольника, поэтому необходимо определить общее звено, где могли бы встретиться все виды искусства для совместного гармоничного развития ребёнка, поэтому на музыкальных занятиях, я стараюсь развить интерес к музыке и раскрыть творческие способности.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования

личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Именно музыка, является эмоционально-оценочным стержнем,

позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребёнка- актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

Ребёнку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как

воздух и вода. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой эмоциональной душой не может забыть горя, страдания другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка.

Работа в дошкольном учреждении и наблюдения практики

свидетельствуют о том, что при использовании гибких методов и форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребёнка в результате прочувствования и оценки произведений высокого искусства как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития.

У каждого явления на земле есть своя неповторимая и уникальная миссия.

Есть она и у музыки. Помогать человеку, приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полёта, а также служить средством общения. Музыкальный язык весьма сложный, а значит, и разговаривать на этом языке надо начинать, как можно раньше. Хочется привести высказывание выдающегося педагога В. А. Сухомлинского –

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкальная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребёнка формируются первоначальные ценности ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми

Способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Становление музыкальной культуры личности, а через неё- художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребёнка ещё не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребёнок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребёнок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить всё лучшее, заложенное от природы, необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Работая несколько лет над этой темой, опыт работы показал что, желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, и на этой базе формировать подготовленного слушателя музыки, способного к наслаждению музыкальным искусством и к различным видам деятельности в нём, то совершенно необходимо использовать в работе с дошкольниками новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка.

Одним из направлений является личностное развитие ребёнка. Так как развитие ребёнка прослеживается на всех занятиях, то и музыкальные не стали исключением. Поэтому чтобы работать в единой системе, пришлось менять стиль и формы работы, при ведении музыкальных занятий.

За основу взяла такие задачи:

1. развитие личностных функций, связанных эмоционально-волевой сферой восприятия.

2. развитие имитационных способностей, сочинительство.

3. воспитание у ребёнка чувство себя, как личности.

Используя возможности и средства различных видов искусств, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая воображения, фантазию, пробуждая стремление к творчеству. В процессе творческой деятельности выявляются общие художественные способности, каковыми являются:

• дар художественного видения.

• умение воспринимать ритмическую структуру, способность к самостоятельной творческой активности в искусстве.

способность к эмоциональному переживанию.

В работе с детьми я ориентируюсь на личностные возможности каждого ребёнка и их непрерывное наращивание. Я полностью отказалась от авторитарного, инструктивно-репродуктивного обучения в пользу поисково-творческого. Процесс обучения строю таким образом, чтобы развивать воображение, творчество, чтобы ребёнок был на позиции исследователя. Я считаю, что ребёнок только тогда раскроется, сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе и детей, и взрослых. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей, быть непохожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности.

Г. Г. Нейгауз говорил, «что создавать таланты нельзя, но можно и нужно создавать среду для их роста». Этими словами я руководствуюсь, выстраивая работу по музыкальному воспитанию.

Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве – народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Мир детства – особый мир сказок, творческих фантазий, любимых песенных мелодий. Музыка воспринимается ребёнком как эмоция, образ. Очень важно процесс обучения превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать ребёнка в волшебный мир музыки. Развивать творческие способности надо постепенно, поэтому небольшие творческие задания даю уже в младшем дошкольном возрасте. Первоочередной задачей было – создать условия для развития личности и реализации своего я, предоставить ребёнку свободу самовыражения. Основной вид деятельности в этом возрасте – игра, которая способствует стремительному развитию воображения. Через игру они познают общение и дружбу, развиваются физически и духовно.

На первых занятиях развитию воображения помогают игрушки, предметы обихода, подражания взрослым.

Такие игры как «Жук», «Кошка и котята», «Петушок», активно развивают творческое воображение, являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений и музыкального мышления.

Работая с детьми этого возраста, я пришла к такому выводу, что формированию мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребёнку ощутить характер музыки, смену настроений.

В младшем возрасте это могут быть элементарные движения рук – плавные или более активные, беззвучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки по коленям, удары кулачков.

Так –же игры-забавы с пением из русского фольклора (прибаутки, потешки, песенки) применяются с движениями. На музыкальных занятиях, я пытаюсь привить детям с раннего возраста здоровый эстетический вкус, а надёжным материалом для достижения цели послужил мне, конечно, фольклор.

В младшем возрасте очень своеобразное исполнение песен – это ещё не пение как таковое, а песенно-речитативное интонирование, и перенимают друг у друга не мелодии, а лишь интонации – эмоционально-смысловые звуковыражения песен.

Например, когда зовут на помощь радугу или солнце исполняют закличку:

Радуга-дуга.

Не давай дождя

Давай солнышко

Красно вёдрышко!

Или:

Солнышко покажись!

Красное, снарядись!

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

Такие типы интонирования детских песен являются предмузыкальными, они подготавливают детей к переходу, постепенно подводит к творческой вершине.

Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения помогают детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей.

В этом возрасте, я часто использую инсценирование песен, которая оживляется мимикой и жестами детей. Они с большим удовольствием выполняют ритмико-двигательные движения под пение. Например, в песенке «Цыплята», принимают участие все дети, но есть ещё и индивидуальная роль, которую исполняют желающие дети. Чтобы заинтересовать детей, обыгрываю песенку игрушками. В песенке Н. Машканцевой «Ладушки-ладошки» - использую методику системы К. Орфа. Дети поют и помогают себе игровыми движениями рук. С повтором песни у детей возникают новые варианты игровых ситуаций.

Я часто использую в этом возрасте задания такие, как, прослушав мини-рассказ или музыкальный фрагмент, передать движениями воображаемые миниатюры. Например «Погладим кошку» Муз. Т. Вилькорейской, «Игра с водой» муз. Ф. Шуберта, в таких заданиях, я преследую цель: научить детей создавать образ, сюжет с опорой на музыку. В качестве словесной опоры, для проявления творчества в передаче заданного сюжета, предлагаю варианты, например: погладить маленького, тёплого, мягкого зверька. Ощутить его пушистую шерсть «или» погладить кошку, если она спит в корзине. В таких заданиях не только формируются предпосылки творческого воображения, но и осуществляются ассоциативные связи при передаче образа.

Каждое занятие – это маленький праздник для детей, где есть всё : слушание, движения, пение, которое тесно взаимосвязаны между собой. Но для проявления творческого начала у детей необходимо следующее: большой объём музыкальных впечатлений, развития активного восприятия музыки.

Считаю, что развития воображения, творчества, на прямую связано с развитием активного восприятия музыки, поэтому большое внимания уделяю слушанию музыки. Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать её характер, следить за развитием образа : сменой интонаций, настроений. Стараюсь научить слушать музыку и понимать её.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

«Развитие связной речи в различных видах детской деятельности» " Развитие связной речи в различных видах детской деятельности " Речь – является одним из важнейших звеньев в развитии ребенка. Ребенок.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками»Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками» Вид проекта: творческо-исследовательский. Сроки реализации: октябрь – май 2016 г. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники: дети.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство.

Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и деятельности человека. Аудио- и видеотехника,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 02:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД