Дина Полтавченко
Обобщение опыта по обучению детей дошкольного возраста английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективные тенденции развития языкового образования в России, связанные с ее вхождением в общеевропейское образовательное сообщество, потребовали по другому посмотреть на процесс обучения детей иностранному языку в условиях дошкольного учреждения.
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям с дошкольного возраста.
Публикация «Обобщение опыта по обучению детей дошкольного возраста английскому языку» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Сегодня в Таганроге во многих детских садах практикуется изучение иностранного языка, работают группы при центрах раннего развития детей. Наш город развивается и процветает. Современные таганрожцы – зто хорошо образованные люди, которые участвуют в общественной культурной, спортивной жизни, понимающие, что знание языка поможет войти в мир неограниченных возможностей (мир других культур). В последние годы все более укрепляется антропологический подход к рассмотрению сущности процесса обучения иностранным языкам. Такие понятия как «человек в языке», «языковая личность», «вторичная языковая личность» становятся исходными при рассмотрении процессов обучения языку.
В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования иностранного языка как средства обогощения социокультурного развития дошкольников.
Содержание работы кружка «Английское королевство», руководителем которого я являюсь, основывается на программах И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыкиной «Английский язык, направленные на развитие словаря и фонетической сторы речи.
Работая над коммуникацией в течении 11 лет, решала проблему наиболее эффективного обучения детей 5-7 лет английскому языку. В результате, разработала свою технологию – проживание игрового образа при решении как бытовых, так и учебных задач.
Традиционный алгоритм подачи материала –устный курс, знакомство с алфавитом и транскрипцией и наконец, чтение.
Особенность моей работы – опережающее обучение, сочетание устного курса с транскрипционным чтением как с читающими на русском языке детьми, так и детьми не владеющими данными умениями.
Планирование содержания занятий требует, прежде всего, проведения диагностики детей, начинающих изучать и уже изучающих иностранный язык. (чья диагностика) Основным приемом первого этапа диагностики является выявление интересов, что дает возможность сделать планирование гибким, индивидуально направленным. Сравнительный анализ программы «Детство» и программы по обучению английскому языку детей дошкольного возраста позволяет выстраивать свою работу с учетом знаний, полученных на занятиях интеллектуально-познавательного и художественно- эстетического блоков. Особенность нашего планирования – это не только занятия, но и использование иноязычной речи в режимных моментах.
Помимо знаниевого аспекта, в обучении иностранному языку очень важен и аспект культурологический. В процессе обучения ребенок – это субъект межкультурной коммуникации. Мы знакомим детей с достопримечательностями Англии и России, особенностями правления государств, народными костюмами, традициями и обычаями нашей родины и страны изучаемого языка. Таким образом погружая детей в диалог культур двух государств России и Англии.
Усложнение речевого опыта ребенка-дошкольника происходит благодаря усвоению новых языковых средств, с помощью которых он учится формулировать свои высказывания в процессе обучения. Это позволяет привлекать его внимание к существованию различий в языковых явлениях родного и иностранного языков. Именно поэтому мы придаем особое значение организации среды кабинета «Английское королевство» и групповой комнаты:
-карта Великобритании;
-изображение людей в традиционной одежде, элементы костюмов Великобритании;
- транскрипционные кубы, изображение звуков и их образов;
- аудиокассеты с песнями, стихотворениями на английском языке;
- сказки народов Великобритании и английских авторов;
Современные средства информации, например Интернет, помогают периодически обновлять содержание обучения и воспитания. Большое количество красочной наглядности и звукозаписи помогают ребенку прожить игровой образ при решении учебных задач. Использование исторической литературы способствует «погружению» воспитанников в Культуру Англии, звучание английской речи в течении дня в режимных моментах создает ту языковую среду, которая дает возможность малышу и использовать полученные знания самостоятельно: играя в сюжетные игры, приветствуя друг друга утром, желая прятного аппетита за обедом и т. д.
Занятия по обучению детей английскому языку построены так, что содержат не толоко речевые упражнения, но и задания, осноавнные на выполнении иных видов деятельности (упражнения на развитие правильного дыхания, пальчиковая гимнастика) направленные на формирование и развитие иноязычных речевых навыков и умений у воспитанников. При этом вхождение в игровой образ является главным методом в воспитании и обучении английскому языку.
В нашем дошкольном учреждении в процессе обучения иностранному языку активно применяются продуктивные виды деятельности. Использование лепки, рисования, аппликации, конструирования, изготовления поделок из бумаги помогает реализации моей технологии.
Хотелось бы отметить, что мы в своей работе большое значение уделяем взаимодействию преподавателя английского языка с другими узкими специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, что позволяет нам достичь наиболее высокого результата, а наша работа становиться интересной не только детям, но и их родителям.
Данная система помогает работать над коммуникативной компетенцией посредством вхождения в игровой образ, а не заучивать слова и предложения, которые не дают ясных представлений о менталитете и традициях страны изучаемого языка.
Мы создали условия для приобщения детей к культурам двух государств, для овладения английским языком. Кабинет «Английское королевство» включает в себя мини-среды: уголок английских звуков и букв, культурологический центр, уголок театрализации, игровая зона.
Таким образом, к концу 1-го года наши дети умеют самостоятельно читать и выкладывать транскрипции. Диагностика, психические особенности детей 5-7 лети собственный опыт позволили сделать вывод, что старший дошкольный возраст – наиболее сенситивный период для освоения такого сложного материала как транскрипции. Дети понимают речь педагога на английском языке, отвечают на вопросы кратко и полно, ,знают отобранный лексический и грамматический материал, У наших детей развита диалогическая речь на английском языке.
Была выявлена результативность интеграции видов искусств в формировании культуры общения детей на иностранном языке, их оценочных суждений.