Обобщение опыта по реализации педагогического проекта. Сюжетно-ролевая игра

Татьяна Мальгина
Обобщение опыта по реализации педагогического проекта. Сюжетно-ролевая игра

Представляю вашему вниманию обобщение опыта по реализации педагогического проекта на тему: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

2 слайд. Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития.

3 слайд. Особое значение в дошкольных учреждениях в соответствии с ФГОС ДО отводится игре. Ее влияние на развитие личности трудно переоценить.

Игра - наиболее доступный и основной для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

4 слайд. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.

Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

5 слайд. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

6 слайд. Сюжетно – ролевая игра является важнейшим видом детской деятельности и оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми.

Сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни.

Ролевая игра – это активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

7 слайд. Однако, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, что выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Причинами этого являются:

-чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка

- технологизация современной жизни

Проблема межличностных конфликтов и их позитивное разрешение приобретает особую значимость.

Возможным выходом в данной ситуации является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно-ролевую игру.

8 слайд. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование межличностных отношений дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

9 слайд.Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Подобрать диагностический материал.

3. Разработать перспективное планирование по проведению сюжетно – ролевых игр.

4. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

5. Разработать сборник сюжетно-ролевых игр, направленный на эффективное развитие межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

6. Формировать навыки самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры, уважительное отношение к сверстникам.

Не читать! 10 слайд. Практические аспекты организации сюжетно-ролевой игры, направленные на формирование межличностных отношений дошкольников.

11 слайд. В ходе изучения и анализа психолого-педагогической, методической литературы по данной теме был подобран диагностический материал с целью выявления уровня сформированности межличностных отношений дошкольников.

12 слайд. По диагностике Н. Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре» было проведено первичное обследование детей средней группы (4-5 лет).

13 слайд. Наблюдение проводилось за каждым ребенком (17чел.) в процессе сюжетно-ролевых игр по критериям,которые вы наблюдаете на слайде: (их не перечислять)

1 – общительность ребенка со сверстниками

2 – умение организовать игру

3 – умение без конфликта играть с другими детьми

4 – умение делиться игрушками

5 – умение сочувствовать другому ребенку, утешать его

6 – умение не обижать других

7 – умение не обижаться на других

8 – справедливость во взаимоотношениях со сверстниками.

14 слайд. Данные наблюдения по каждому ребенку фиксировались в Таблицу (представлена на слайде)

Оценка и интерпретация результатов по данной диагностике:

Высокий уровень: 6-8 баллов.

Межличностные отношения детей сформированы достаточно: ребенок стремится установить контакт со всеми сверстниками, проявляет инициативу к организации игры, не обижается сам и не обижает сверстников, помогает сверстникам во время игры.

Средний уровень: 4-5 баллов.

Уровень сформированности межличностных отношений в норме, но требует работы по формированию этих отношений. Ребенок устанавливает контакт со сверстниками, делится игрушками, но не может установить справедливость во взаимоотношениях.

Низкий уровень: 1-3 баллов.

Межличностные отношения детей не развиты. Ребенок не идет на контакт со сверстниками, чаще предпочитает остаться в стороне и играть один.

15 слайд. Таким образом,получены следующие результаты:

- высокий уровень сформированности межличностных отношений у

детей в средней группе не выявлен;

- средний уровень показали 55,5 % (10 детей);

- низкий уровень выявлен у 44,5 % (7 детей).

16 слайд. По итогам обследования, был сделан вывод, что необходимо организовать работу, направленную на формирование положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста.

17 слайд. С целью формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевойигры были разработаны:

- Тематическое планирование организации сюжетно-ролевых игр с учётом

возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста по средней и старшей группе. (на слайде представлен фрагмент тематического планирования)

18 слайд. - Сборник сюжетно - ролевых игр для детей дошкольного возраста.

(жюри может ознакомиться с печатным вариантом)

19 слайд. Большое внимание уделялось организации предметно-развивающей среде.

20, 21 слайд.Предметно- развивающая среда строилась по следующим принципам:

• обогащённость оборудования

• принцип обеспечения разнообразия деятельности ребёнка

• принцип предоставления детям условий для творческого и духовного развития.

22 слайд. Для организации сюжетно-ролевой игры использовался комплексный подход,который включает в себя:

23 слайд. - Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

24 слайд -Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов, просмотр видеозаписей.

25 слайд -Чтение, рассказ, заучивание наизусть, прослушивание дисков, аудиозаписей.

26 слайд. - Различные виды игр на специально организованных занятиях, близкие по тематике или содержанию к сюжетно-ролевой (игра-путешествие, игра-экспериментирование, игра-фантазирование и др.)

27 слайд. - Свободная игровая деятельность детей.

28 слайд. - Совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов.

29 слайд - Вовлечение родителей в образовательный процесс.

30 слайд. - Обмен педагогическим опытом.

31 слайд. Для выявления эффективности применения комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию межличностных отношений была проведена повторная диагностика.

На повторной диагностике использовалась та же методика, что и на входной диагностике, с той же группой детей.

Таким образом,в результате итоговой диагностики отмечен следующий уровень сформированности межличностных отношений:

- высокий уровень можно пронаблюдать у 41,1 % (7 детей).

- средний уровень выявлен у 47 % (8 детей).

- низкий уровень проявляется у 11,7 % испытуемых (2 ребенка).

32 слайд. Сравнивая результаты уровня сформированности межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре, первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать,что есть заметные улучшения: 7 детей достигли высокого уровня сформированности межличностных отношений.

33 слайд. В результате проведенной работы по данному направлению выявлено, что некоторые дети стали свободно общаться не только со своими сверстниками,но и со взрослыми: они высказывали своё согласие или несогласие, негодование или радость, просьбы, уважение, симпатию, могли поддержать разговор с незнакомыми людьми. Многие дети научились ориентироваться в правилах культуры поведения, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнёра по общению (умение сопереживать неудачам или радоваться успехам друг друга, научились согласовывать свои желания с мнением других участников игры, научились спокойно, аргументированно доказывать свою точку зрения.

34 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчёт реализации педагогического проекта «Пасха» в группе раннего возраста.Фотоотчёт реализации педагогического проекта «Пасха» в группе раннего возраста. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение единства России, духовное оздоровление общества. Уникальным ресурсом в решении этой.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Обобщение опыта по реализации педагогического проекта. Сюжетно-ролевая игра
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 07:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 апреля. Международный день спорта на благо развития и мира

Спортивные состязания и занятия физической культурой играют важную роль в развитии человечества. Ведь спорт — это один из инструментов образования, развития и мира. Он способствует укреплению...

5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Травница»
Кукла Травница была одним из самых популярных оберегов у славян – защитницей здоровья и хорошего сна. В куклу помещали как один вид трав, так и сбор из...
Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию на тему: «Весна»
Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весна". В...
Рецепт постных булочек «Розочки»
Рецепт булочек «Розочки». Заканчивается пятая неделя Великого поста. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. Вот я решила сделать...