Обобщение опыта по теме «Педагогические условия развития диалогической речи детей в общении с воспитателем»

Нина Привалова
Обобщение опыта по теме «Педагогические условия развития диалогической речи детей в общении с воспитателем»

1. Информация об опыте

Известно, что диалогическая речь для дошкольника является первой школой овладения родной речью и школой опыта общения, она сопровождает всю жизнь ребенка, все отношения.

Данные психолого - педагогической науки свидетельствуют о том, что в развитии речи особенно диалогической важную роль играет общение. Исследования М. И. Лисиной и ее учеников подчеркивают, что развивающая роль общения проявляется только в том случае, если воспитатель удовлетворяет потребность детей в общении.

АКТУАЛЬНОСТЬ: При отсутствии правильного подхода к обучению диалогической речи, дети испытывают затруднения: в установлении социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных - речевых и неречевых средств; интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, проявлять активное ответное отношение и т. п); плохо овладевают средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи (коммуникативно-информационная функция).

Целью моего исследования было: обоснование и апробирование педагогических условий развития диалога в процессе организации общения воспитателя с детьми шестого года жизни.

Для реализации целей предстояло решить следующие задачи:

1. Рассмотреть диалог как форму речи, характеризующуюся разнообразием инициативных и ответных реплик.

2. Выделить критерии и характеристики уровней развития диалогической речи старших дошкольников.

3. Определить и апробировать педагогические условия развития диалогической речи детей в общении с воспитателем.

В ходе исследования были изучены:

-лингвистические, психологические и педагогические основы развития диалогической речи дошкольников;

- теория общения детей с взрослыми и его роли в развитии речи.

Анализ литературы выявил ведущую роль в формировании диалога такого метода, как разговоры воспитателя с детьми. Разговор также является способом осуществления общения.

Первичная диагностика была направлена на выявление: уровня сформированности диалогической речи детей и ведущих форм общения с воспитателем.

Уровень развития диалогической речи детей изучался через наблюдение за общением детей друг с другом. Наблюдение проводилось индивидуально за каждым ребенком, фиксировались все наблюдаемые реплики (ответные и инициативные) и длительность разговоров.

Результаты диагностики выявили недостаточность сформированности диалогической речи детей: более 60% детей проявили низкий и средний уровень. В их диалогах отсутствовали некоторые виды реплик, не всегда присутствовал сопряженный, диалогический цикл, доброжелательность проявлялась ситуативно.

Изучение форм общения детей показало, что 20% дошкольников стремилось к ситуативно-деловой форме общения; у 46,7% детей

наблюдалась склонность к познавательному общению; а 33,3% детей проявили интерес к личностной форме общения.

Для обучения детей нами была составлена тематика разговоров с детьми с учетом уровня развития общения с взрослым каждого конкретного ребенка.

Цель этих разговоров: научить детей отвечать на вопросы, реагировать на побуждение, сообщение; вступать в речевое общение различными способами (сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ; задавать вопросы,

побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.). Формировать умение целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

2. Этапы работы

Работа осуществлялась поэтапно:

На первом этапе педагогические действия воспитателя были направлены на то, чтобы научить детей отвечать на вопросы и вступать в общение при помощи вопросов по собственной инициативе.

На этом этапе детям читали художественные произведения, разыгрывали ситуации по литературным произведениям, в которых герои использовали данные виды диалогических реплик. Но главное внимание уделяли разговорам воспитателей с детьми.

Второй этап посвятили обучению детей умениям реагировать на сообщение, поддерживать тему разговора, реагируя на сообщение в соответствии с их содержанием. Для осуществления данной работы, мы знакомили детей с художественным произведением, беседовали по содержанию, играли, инсценируя различные ситуации, оценивали поступки героев, тем самым подталкивали детей к инициативному высказыванию.

На третьем этапе содействовали развитию умений понимать побуждение и реагировать на него в соответствии с функциональной задачей общения. В процессе обучения, мы побуждали детей к совместной деятельности, действию. Привлекали дошкольников к использованию в разговорах жестово-мимических и интонационных средств выразительности, особенно доброжелательной интонации.

Четвертый этап, заключительный, был посвящен закреплению умений использовать разнообразные инициативные и ответные обращения.

Разговоры с детьми проводили коллективно и индивидуально, при этом

учитывали достигнутый уровень общения ребенка.

Поддерживая разговор с ребенком, мы не ограничивались только вопросами, а использовали побуждения, различные сообщения (иногда заведомо неверные, чтобы спровоцировать ребенка на вопрос или возражение).

На фоне делового общения мы старались вкраплять фрагменты познавательного характера.

При формировании познавательного общения, стремились вовлекать детей в разговор на познавательные темы. Темы для разговоров подбирали те, которые интересны детям, о которых у них уже есть знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Наряду с познавательной формой общения, мы использовали и деловые, а также стремились поднять общение на новую ступень - личностную.

Для формирования личностного общения послужили рассказы Л. Н. Толстого, в которых моральная оценка качеств или поступков персонажей.

3. Результаты проделанной работы.

Анализ разговоров показал, что высокого уровня развития диалогической речи достигли одиннадцать воспитанников (73,4%.) Например, воспитанники стали активно вступать в разговор по собственной инициативе. Их активность проявлялась в умении поддерживать беседу, используя вопросы, сообщения, побуждения. В содержании разговоров стали доминировать личностные темы, наряду с познавательными.

Средний уровень развития диалогической речи зафиксирован у четверых воспитанников – это 26,6%. Например, дошкольники инициативность в разговорах проявляли иногда, диалогическое отношение поддерживали активными ответными репликами. В разговорах с собеседником старались поддерживать общую тему с помощью вопросов и сообщений. Свои высказывания пытались аргументировать, хотя при этом использовали затруднения.

Низкого уровня развития диалогической речи не выявлено.

Таким образом, среди воспитанников старшего дошкольного возраста после проведенной работы стал преобладать высокий уровень развития диалогической речи детей это 73,4%. Средний уровень развития диалога остался у 26,6% детей. Результаты показали, что, несмотря на имеющиеся проблемы развития диалога, дети усваивали предложенную программу, поскольку сензитивность детей этого возраста к речевому развитию помогает преодолевать встречающиеся трудности.

4. Заключение

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Проведенная работа дает возможность сделать следующие выводы:

- развитие диалогической речи дошкольников – основная задача речевой работы в ДОУ;

-ведущим средством развития диалога дошкольников является общение с взрослым, осуществляемое при помощи разговоров;

-потребность в общении даже у детей старшей группы не одинакова, наблюдаются деловые, познавательные и личностные мотивы.

Итак, процесс развития диалогической речи у старших дошкольников в общении с воспитателем будет происходить эффективно, если:

- рассматривать диалогическую речь как совокупность инициативных и ответных реплик, различных по функциональному назначению;

- содержание общения педагога с каждым ребенком будет основано на его реальных потребностях в той или иной форме общения;

- в разговорах с детьми использовать разнообразные по функциональному назначению обращения (сообщения, вопросы, побуждение);

- будет стимулироваться и поддерживаться инициатива детей к общению воспитателем.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М., Мозаика – Синтез, 1999.

2. Арушанова А. Г., Дурова Н. В. и др. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А. Г. Арушановой. М., Мозаика-Синтез, 2003.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М., Просвещение, 1981.

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 1992.

5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж, 1997.

Прикреплённые файлы:

prez-tvorch-otch_o3oc0.ppt | 1102 Кб | Скачан: 135
 
Публикации по теме:

Актуальность речевого развития Говорить умею все, но говорить правильно, лишь единицы из нас! Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей.

Отчет о проекте «Скоро в школу» Проект "Скоро в школу" Цель: проекта: «Воспитание положительного отношения к школе у детей старшей группы компенсирующей направленности».

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Обобщение опыта по теме «Педагогические условия развития диалогической речи детей в общении с воспитателем»
Опубликовано: 9 января 2015 в 16:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

Консультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?»
Мяч – это самая любимая игрушка всех детей всех поколений, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости...
Фотоотчёт о проведении ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...
Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (А, Б, В, Г)
Альпинист. Кто по круче чуть заметно к туче, К туче метр за метром поднимается с трудом – На спине несет свой дом? Адвокат. Защищать в суде всех...