Лариса Ворожбицкая
Обобщение опыта практической работы по гражданско-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемами гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения я занимаюсь с конца 90-х годов прошлого столетия. К сожалению, именно в «лихие 90-е», в рамках борьбы с засильем идеологии, была полностью разрушена наша воспитательная система, которую я считаю одной из лучших в мире. В те года я преподавала историю в школе, поэтому весь процесс разрушения гражданско-патриотического воспитания знаю изнутри. Именно мы, учителя истории, первыми забили тревогу, предупреждая о том, что последствия этого процесса будут губительными для целого поколения! Парадокс, но сейчас я воспитываю детей моих учеников и, к сожалению, первые попытки воспитания гражданственности и патриотизма у дошкольников, были неутешительными.
Публикация «Обобщение опыта практической работы по гражданско-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Темочки
Самым тяжелым моментом для меня, как воспитателя, стало нежелание большинства родителей, идти на контакт. Проведенные опросы и анкетирование среди детей и родителей показали практически отрицательный результат. Многие взрослые высказывали мнения о том, что не следует забивать детям головы разной чепухой, главное научить читать и писать, рисовать, а остальному жизнь научит.
Меня поразило, что в приоритете во многих семьях, находятся материальные ценности и желание достичь всех благ любыми способами. Из бесед и разговоров с детьми выяснилось, что дети ничего не знают о своей родословной, многие не могут назвать имена бабушек и дедушек, не знают, где работают их родители. Зато на вопрос, «Кем бы хотели стать в будущем?» более половины воспитанников ответили, что хотят быть начальниками, и лишь немногие видели себя врачами, пожарными и полицейскими.
Опросы по истории своей семьи, родного города, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры показали слабые знания, хотя на вопрос «Хотели бы вы переехать в другой регион России?» 99% опрошенных ответили «Нет». Поясняя свой ответ, респонденты (родители) отметили не только экономическую стабильность, но и привязанность к родным местам, простую и, в тоже время, величественную красоту нашей северной природы, компактность уют и чистоту Нефтеюганска и его уникальность (Нефтеюганск – единственный город Югры, который располагается на острове, доброжелательность, гостеприимство и открытость нефтеюганцев.
В начале своей работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, я сомневалась, смогу ли я реализовать поставленные цели и задачи рамках дошкольного учреждения. Ведь, как указывалось выше, одной из проблем данного процесса является возраст моих воспитанников. Меня волновали вопросы «Доступны ли первые чувства гражданственности и патриотизма дошкольникам? Стоит ли заниматься гражданско-патриотическим воспитанием детей столь раннего возраста?».
Исходя из моего опыта работы в этом направлении в течение текущего года, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, родной природе, к краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».
Академик Д. С. Лихачев писал «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Свою работу по гражданско-патриотическому воспитанию я решила начать именно с семьи, постепенно переходя от малого к большому - детский сад, любимый город, малая родина, Россия. Я старалась сформировать представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. Для реализации данного направления дети совместно с родителями собирали и рассматривали фотографии семейного альбома, составляли генеалогическое древо, слушали произведения художественной литературы, готовили подарки для членов семьи, участвовали в совместных мероприятиях. Например, в этом году я уделила большое внимание именно семье и семейным традициям. Мои воспитанниками и их родители работали над темой «История моей семьи в истории моей страны». Нужно отметить, что эта работа вызвала огромный и неподдельный интерес, как у детей, так и у взрослых. Ведь многие из них впервые узнали о неизвестных страничках семейных историй. Оказалось, что среди родных и близких есть настоящие герои – участники Великой Отечественной войны, бывшие солдаты, которые отдавали свой интернациональный долг в Афганистане, участвовали в антитеррористических операциях в Чечне; первопроходцы, которые в неимоверно тяжелых условиях строили наш город; знаменитые нефтяники, чьим трудовым подвигам когда-то рукоплескала вся страна!
Открывая для себя новые страницы в истории своей семьи, и взрослые и дети, на ярких конкретных примерах убедились в том, что из истории каждой отдельно взятой семьи, складывается история великой и непобедимой страны России.
Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, я опираюсь на следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы».
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в работе ДОУ.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.
Основные направления, содержание и формы работы по воспитанию гражданственности и патриотизма старших дошкольников.
Содержание работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:
1. «Я и моя семья».
2. «Мой любимый детский сад».
3. «Мой город – Нефтеюганск».
4. «Югра – мой край родной».
5. «Родина моя – Россия»
Я не случайно в каждый этап своей программы включила слово «мой», так как уверена, что осознание того, что семья, детский сад, город, родной карай и наконец, целая страна принадлежит именно тебе, вызывает у ребенка сильный эмоциональный отклик, чувство сопричастности себя и огромного окружающего мира.
Первый этап. «Я и моя семья»
Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.
Дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями.
На этом этапе проводились совместные праздники: «Мой папа – герой!», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте», «Моя мама – лучшая на свете!», «Победа деда – моя Победа!», «Георгиевская ленточка». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Для родителей были организованы консультации «Помни имя свое», «Растим патриотов», «Как правильно составить генеалогическое древо». Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.
Я стараюсь формировать у детей доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я есть!». Поэтому учу своих воспитанников защищать и знать свои права, воспитываю чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Тематические праздники, посвященные женщинам-матерям, способствовали укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой и детьми («Моя мама – лучшая на свете!»)
Второй этап. «Детский сад».
Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Я стараюсь через игры, экскурсии, прогулки, занятия учить детей ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»).
В подготовительной к школе группе я продолжаю учить моих воспитанников свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаю к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учу соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываю интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам («Моя любимая игровая площадка»).
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
Третий этап. «Мой город – Нефтеюганск»
На данном этапе я знакомила детей с историей возникновения нашего города. Я рассказывала в каких тяжелых и суровых условиях он создавался, делая акцент на том, что строили его простые люди, которые не испугались тяжелых испытаний. Теперь, благодаря труду первопроходцев, Нефтеюганск – красивый, современный город, в котором комфортно и уютно жить. Вместе с детьми мы посмотрели видеофильм «Нефтеюганск. Как это было», посетили краеведческий музей, побывали на встрече со старожилами нашего города. Воспоминания первопроходцев никого не оставили равнодушными. Дети внимательно слушали рассказы участников тех событий, искренне восхищаясь силой воли, стремлением к победе и трудовым героизмом старшего поколения.
Четвертый этап. «Югра – мой край родной».
На этом этапе я знакомила своих воспитанников с историей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, культурой и традициями коренных народов нашего края – ханты и манси. В ходе реализации проекта «Моя Югра – моя планета» дети познакомились с хантыйскими играми, узнали мого интересного о национальных праздниках – Вороньем дне, Медвежьем празднике, познакомились с мифами, легендами, сказаниями малочисленных, и в тоже время уникальных народов. Самое главное, что дети на ярких и поучительных примерах смогли увидеть красоту и самобытность древней северной культуры, убедиться в силе и величии нашего края, научиться бережному отношению к природе и уважению к традициям коренных народов Югры.
В новом учебном году я продолжу свою работу по гражданско-патриотическому воспитанию, но уже на новом уровне. Мною разработана вторая часть программы «Я – гражданин России!», целью которой станет воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Более подробно с программой гражданско-патриотического воспитания можно ознакомиться в Приложении.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.
Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям и формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Формирование элементарных знаний о правах человека (знакомство с Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка).
Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о стране, ее географическом положении, климатических условиях, национальном составе.
В своей работе использую следующие формы работы с детьми :
Циклы непосредственно образовательной деятельности, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы.
Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Полезно включать дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная); «Составь флаг (России и ХМАО-Югры», «Составь герб (России и ХМАО-Югры»).
Развивающие игры: «Экскурсия», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».
Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Пожарная часть», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Нефтяники». Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.
Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими.
В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.
Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
Таким образом, опыт своей работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, я рекомендую педагогам, как творчески работающим, так и начинающим, интересующимися данной темой, желающим найти ответ на вопрос: готовим ли мы очередное подрастающее поколение стать патриотами и достойными гражданами своей страны?
У великого педагога Сухомлинского есть замечательные слова: «Все беды нашего воспитания происходят из того, что мы призываем детей идти за знаменем, которое никто не несет».
Я уверена, что в настоящее время многие педагоги и воспитатели готовы поднять это знамя и повести за собой.
Лично я убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей воспитательной деятельности – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать культурное наследие своего народа, знать историю своей страны. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.
Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами и гражданами своей Родины.