МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе»

Елена Ловяго
Обобщение опыта работы «Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе»

Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе

К сожалению, в настоящее время, когда большинство семей озабочено ре-шением проблем финансового характера, многие родители отдаляются от ре-шения вопросов воспитания и развития ребенка. Родители, зачастую не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, полагаясь всё больше на дет-ский сад.

Публикация «Обобщение опыта работы „Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе“» размещена в разделах

В законе РФ «Об образовании» говорится, что «Родители являются пер-выми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нрав-ственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». С 1 января 2014г. вступил в действие Федеральный государственный образова-тельный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, при-влечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у исто-ков нашего будущего подрастающего поколения. Но мы не всегда способны услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуют-ся только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только при-сматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Нам сложно достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как же изменить такую ситуацию? Каким образом заинтересовать родите-лей в совместной работе с воспитателями? Как сделать родителей активными участниками воспитательного процесса?

Я, работая старшим воспитателем, поняла большую значимость семьи в воспитании ребенка. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Но ни одна работа не может проходить спонтанно и неорганизованно, тем более работа с родителями наших воспитанников. Поэтому, прежде чем спланировать и систематизировать свою работу с родителями, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель работы — вовлечение семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.

Задачи:

1. Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.

2. Повысить педагогическую культуру родителей.

3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

Работа строилась, опираясь на основные принципы сотрудничества:

• доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, кол-лективных делах;

• открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями, с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда го-товы к открытому диалогу;

• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения мо-рально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений ро-дителей и педагогов;

• добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родите-лями не допускается никакого принуждения;

• параллельности воздействия детского сада и семьи на детей;

• дифференцированного подхода (индивидуальность в общении с каж-дой семьей).

Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность педагоги нашего детского сада ведут по следующим направлениям:

- информационно – аналитическое;

- познавательное;

- досуговое;

- наглядно – информационное.

Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм.

Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с роди-телями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого вос-питанника. С целью изучения семьи, выяснения воспитательных и образова-тельных потребностей родителей, установления контакта с её членами, мы пред-лагаем родителям заполнить анкету – знакомства, типа «Приятно познакомить-ся». Получив реальную картину, мы уже имеем представление об особенностях родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания, что дает нам возможность составить социальные паспорта групп, детского сада. Позже, на основе собранных данных, вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку и дифференцированного подхода к роди-телям.

Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологи-ческих срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

В нашем детском саду популярны анкеты: «Анкета-знакомство», «Взаимо-действие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши по-желания и ожидания», «Математика для развитие вашего ребенка», «Сотруд-ничество детского сада и семьи»; тесты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Ка-кой вы родитель?», «Ребенок и его здоровье» и многое другое.

Как показывают проведенные нами опросы родителей, не все родители компетентны в вопросах воспитания и психического развития детей. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей, например, особенности того или ино-го возрастного периода. Родители младших дошкольников испытывают трудно-сти, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родите-ли старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготов-кой их к школе.

С учетом всех этих данных мы выбираем подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей игра-ют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они предна-значены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психоло-гического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания общие и групповые, беседы, консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Но, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Лекции - консультации, отчеты, беседы уже не находят отзыва в душе родителей. Поэтому в работе мы стараемся ис-пользовать нетрадиционные формы. Наши встречи проходят в виде «круглых столов», семинаров, мастер - класса, например, «Изготовление поделок из при-родного материала», «Что такое «оригами» и др. Мамы и папы наших воспи-танников активно принимают участие в различных диалогах и обсуждениях, по-полняют свой «родительский багаж» педагогическими знаниями.

Родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Например, предлагаем такие темы как: общие родитель-ские собрания - «Единое пространство детского сада и ДОУ», «Итоги работы учреждения за год», «Правовое воспитание детей» и т. д., групповые - «Нужно ли наказывать детей», «Ребенок и здоровье», «Развиваем речь детей» и т. д. К родительским собраниям мы всегда стараемся подготовить выставку детских творческих работ или фотостенды, где используются фотографии из жизни группы, чтобы показать родителям, как интересно проходят наши дни в д/с, чем занимаемся, в какие игры любим играть, что мы делаем на прогулке, как го-товимся к выступлениям на празднике. К выступлению на собраниях иногда подключаются специалисты детского сада (музыкальный руководитель, логопед, старший воспитатель, медсестра и др).

В настоящее время в нашем детском саду особой популярностью, как у пе-дагогов, так и у родителей пользуются такие нетрадиционной формы, как например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизи-онных игр: ««КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» или же в виде «Педаго-гической лаборатории», «Аукциона», «Душевного разговора», «Ток - шоу» и других.

Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями яв-ляются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспи-тания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересую-щая всех тема. Например, мини – собрание многодетных семей по вопросам воспитание детей Сначала, конечно, не все родители с энтузиазмом откликались на наши предложения. Но потом всё чаще стали обращаться за советом и помо-щью в вопросах воспитания, делиться своим опытом.

Действенной формой работы являются и открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями, привлечь их к выполнению заданий и т. д.

Очень важно грамотно и правильно организовать работу ДОУ и группы. В этом нам помогает родительский комитет группы (детского сада) – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать адми-нистрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осу-ществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанни-ков, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского комитета выби-рают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Давно используется в нашем ДОУ и хорошо себя зарекомендовала такая формы работы как презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекла-мы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную ин-формацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участ-вуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают пе-дагоги, представители медицины, учителя, логопед и т. д. Например, такую ро-дительскую конференцию мы постоянно устраиваем для родителей детей посту-пающих в детский сад, где знакомим их с учреждением, говорим о возрастных особенностях детей 2-3 лет, подготовке к условиям детского сада, адаптации и др.

Вводим мы в практику работы и такую форму работы как гость группы. Необходимо поощрять приход родителей, бабушек и дедушек в группу для рас-сказа о своей профессии, судьбе, для наблюдения за детьми, игры с ними.

Большая работа с родителями проводится нами при подготовке детей к школе. Проводятся практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», ан-кетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», родительские собрания, на которые приглашаются учителя началь-ной школы, логопеды. Проводимая работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, обогащению воспитательного опыта родителей и повышает эффект семейной подготовки к школ

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активи-зации родителей.

Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала нами используются различные методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Список прилагательных и опреде-лений»; «Ассоциации» (собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением пробле-мы); «Коллективная запись» (тема «Как любить своего ребенка» родители зано-сят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного) и др.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада мы счи-таем и она является таковой - индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через по-сещение семьи, изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в от-дельности, наблюдение за общением родителей с детьми в группе педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения меж-ду родителями и детьми. Досуговое направление в работе с родителями оказа-лось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, т. к. воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию самого мероприятия.

В форме совместных праздников и развлечений проходят у нас такие тра-диционные мероприятия, как «Осенины», «День матери», «Новый год», «Рож-дество», «Масленица», «Праздник мам», «День защитников Отечества», «День именинника», «День Земли», «День Победы», «До свиданья, детский сад».

Не обходимся мы и без спортивных развлечений таких как «Зимняя эста-фета», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Летний спортивный праздник».

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сбли-зить участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непо-средственных участников: участвуют в различных конкурсах, читают стихотво-рения, поют песни, рассказывают интересные истории, имеют возможность про-явить свои знания, эрудицию, смекалку. Эффективная форма общения, помога-ющая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.

Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Осенняя фантазия», «Чудо с грядки», «Новогодняя игруш-ка», «Юный эколог», «Лучший участок», где родители проявляют свое мастер-ство, фантазию, творчество. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, по-делку, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь и заинтересовать родителей в этом мы заранее вывешиваем интригующее, яркое объявление.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные вы-ставки. Каждое время года в детском саду организуются интересные тематиче-ские выставки творческих работ, родители вместе с детьми с огромным удоволь-ствием принимают в них участие: «Осенний букет», «Загляните в мамины гла-за», «Мастерская Деда Мороза», «Здравствуй, гостья Зима», «Загадочный кос-мос», выставки детских рисунков, самодельных игрушек, книжек - малышек, вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».

Кроме этого, в нашем образовательном учреждении проводятся:

• совместные проекты «Семейный альбом группы», «Герб нашей се-мьи», «Моя малая Родина», «Природа нашего края»;

• выпуск семейных газет «Здоровейка», «Отдыхаем всей вместе»;

• акции «Открытка солдату», «Позаботимся о здоровье», «Птицы – наши друзья»;

• совместные экскурсии «Мы – друзья природы».

Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок гово-рит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родите-лями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Поэтому, на каждом собрании мы выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали дипломы и благодарности. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал фран-цузский писатель Франсуа Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забы-вайте хвалить родителей ваших деток при любом удобном случае.

Не менее нужным направлением работы с родителями мы считаем наглядно-информационное направление. Наглядно-информационные формы работы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы до-машнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В практике работы мы используем не только традиционные родительские уголки, выставки детских работ «Наше творчество», памятки для родителей по различным направлениям работы, папки-передвижки «Здоровейка», «Читаем дома», «Музыка и дети», «О безопасности» и другое, где мы знакомим родите-лей с практическим материалом, дающим возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советами, информацией.

Эта работа включает в себя так же:

• различные информационные фотовыставки, например, «Мама, ма-мочка, мамуля», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучший папа на свете», «Этот день Победы» и т. д. ;

• фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;

• эмоциональные уголки «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;

• информационные листки, которые включают в себя информацию об объявлениях о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодар-ность добровольным помощникам и т. д.

Для того чтобы наглядная информация была действенной, помогала акти-визировать родителей, мы стараемся сделать ее эффективной, используя совре-менные технологии оформления самих стендов, используем рубрики: «Спра-шивали – отвечаем», «Поиграем, почитаем», «Времена года», «Чем и как занять ребенка дома», «Благодарим», «Это интересно» и т. д., в которых помещаем практический материал, актуальный на данный период времени.

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают нам встре-титься с родителями лично, поддерживать контакт с родителями помогают неко-торые формы письменного общения: брошюры, пособия, отчеты используются для организации работы в рамках всего детского сада; а неформальные записки, ящик для предложений, доска объявлений используются воспитателями в груп-пе.

По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о жизни ДОУ, истории создания учреждения, об оказании дополнительных образова-тельных, эстетических и оздоровительных услуг и многое другое о направлении работы ДОУ. Имеется обратная связь, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, писать отзывы о работе ДОУ. Открываются сайты групп, где педагог делится информацией о жизни детей в детском саду. Пре-имущества сайтов в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в группе; получать информацию в форме педагогических советов, рекомендаций.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о роди-тельских обязанностях и ответственности.

Хочется отметить еще один момент в работе с родителями. Не секрет, что в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родите-лей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей - ремонт групп, игрушек, мебели, пошив штор, изготовление ат-рибутов для игр, помощь в создании предметно – развивающей среды в груп-пах, трудовой десант по благоустройству и озеленению участков и огорода дет-ского сада. Результат совместной деятельности детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Проведенный анализ динамики педагогической компетентности родителей-участников свидетельствует об эффективности осуществляемой работы. Растет степень удовлетворенностью родителей работой учреждения. Позиция родите-лей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более ком-петентными в воспитании детей.

На сегодняшний день можно сказать, что в результате планомерной рабо-ты в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, у нас сложилась система ра-боты с родителями. Использование разнообразных современных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» ста-ли незаменимыми помощниками и единомышленниками воспитателя и админи-страции ДОУ, создана атмосфера взаимоуважения.

Результатом реализации поставленных задач стало:

• создания благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

• повышения уровня включения родителей в деятельность детского са-да;

• создания условий для привлечения родителей к планированию и ор-ганизации деятельности ДОУ;

• проявления большего интереса со стороны родителей в совместной творческой деятельности с детьми;

• повышение профессиональной компетентности педагогов по вопро-сам взаимодействия с семьями воспитанников и выбора эффективных форм и ме-тодов сотрудничества;

• повышения культуры межличностного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.

Организация взаимодействия с семьей – работа очень интересная, но, вме-сте с этим, трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех опре-деляется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про-фессиональным помощником семье в воспитании наших деток. Только в гармо-ничном взаимодействии детского сада и семьи можно наладить теплые довери-тельные отношения с детьми. «Любовь к родителям – основа всех добродете-лей» - говорил древнеримский философ Марк Туллий Цицерон.

Контингент наших воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Но я убеждена, что семьи совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме.

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать.

Обобщение опыта работы по ФГОС старшего воспитателя детского садаОбобщение опыта работы по ФГОС старшего воспитателя детского сада В настоящее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое.

Обобщение опыта работы в ясельной группе детского сада Работа в ясельной группе всегда сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это конечно же ранний возраст воспитанников. На первых.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие детского сада и семьи Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими.

Взаимодействие детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Выписка из протокола №1 родительского собрания группы детей 7-го года жизни «Кораблик» от 27.09.2017 года Председатель: Шелякина Ю. П. Секретарь:.

Взаимодействие ДОУ с семьей в современном обществе «Взаимодействие ДОУ с семьей в современном обществе» Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» – В. А. Сухомлинский Сумасшедший.

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск Главный замысел и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе»
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 16:17
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД