Папки-передвижки

Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края»

Ермакова Татьяна Васильевна
Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края»

Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края.

Основные задачи моего опыта работы :

-обогащение и расширения словаря детей;

-развитие связной речи.

Одним из ведущих направлений моей работы является обогащение и расширение словаря детей через знакомство с родной природой.

Публикация «Обобщение опыта работы на тему „Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края“» размещена в разделах

В своей работе с детьми с ОНР я заметила, что для них характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, стереотипность и шаблонность употребляемых слов, неточность высказываний.

Большую помощь в обогащении словаря детей с ОНР и развитии познавательного интереса детей оказывает изучение лексических тем, связанных с изучением природы родного края, подбор и использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания, оформление альбомов «Люби и знай родной свой край», «Птицы Брянского леса», «Животный мир нашего края», «Природные богатства Брянщины», подборка книг о природе родного края, экологических игр, проведение экологических проектов, знакомство с экологической тропой детского сада,

Задачи словарной работы природоведческого содержания :

-обогащение словаря новыми словами (усвоение детьми ранее неизвестных слов);

-закрепление и уточнение словаря (усвоение значений ряда слов, уже имеющихся в их словаре);

-активизация словаря в связной речи.

(фото на занятиях)

Содержание словарной работы

словарная работа связана со всей коррекционно-развивающей и воспитательной работой в группе.

Прежде всего дети усваивают:

-природоведческий словарь : название явлений природы, растений, животных.

-обществоведческий словарь : слова обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родной край);

образование и употребление:

- слова с уменьшительно-ласкательным значением (голубь, голубок, голубочек; дерево - деревце);

- слова с увеличительным значением (волк – волчище, нос – носище);

- синонимов (летать – порхать, виться, парить; бежит (ручей) – мчится, несёт, течёт, журчит);

- антонимов (прилетел – улетел, гладкий – шероховатый, день – ночь, жарко - холодно);

- слов, в определении которых содержится оценка чего-либо (ветхий, дряхлый (пень) - очень старый);

- притяжательных прилагательных (волчий, лисья);

- относительных прилагательных (кленовый, грибной);

- качественных прилагательных (ловкий, смелый, храбрый);

- наречий (быстро, ловко);

- обобщающие слова (птицы, животные, цветы, насекомые).

употребление фразеологических оборотов (мчаться во весь дух);

уточнение значений многозначных слов (шапка снега, шапка – головной убор; еловая лапа – лапа зверя);

употребление лексики, обозначающей время, пространство, количество, размер (поздно, рано, широко, близко, много, мало, крупный, мелкий, маленький и др.)

Принципы словарной работы

В своей работе направленной на обогащение словаря детей с ОНР через ознакомление с природой Брянского края я учитываю следующие принципы:

- единство развития словаря с развитием восприятия, воображения, мышления, памяти;

- опора на активное и действенное познание окружающего мира;

- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

- решение всех задач словарной работы во взаимосвязи формирования грамматической и лексической сторон речи, с развитием связной речи;

- раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимом, словотолкование.

Речевой и наглядный материал, используемый для обогащения и формирования природоведческого словаря

В процессе изучения лексических тем: «Наш город Брянск», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Лес. Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Насекомые», «Времена года», «Зимние забавы» я стараюсь включать:

- речевой и наглядный материал, направленный на ознакомление с природой Брянского края, что способствует обогащению природоведческого словаря детей :

- стихи о природе родного края как известных писателей, так и сочиненных вместе с детьми

вот некоторые из них

***

Брянщина - мой край родной,

Горжусь по праву я тобой

Дубравы, реки и поля

Все это Родина моя.

Природа северной страны

Мы как она, она как мы,

Частичка в ней души моей,

С рождения и до наших дней.

Под мирным небом расцветай,

Земной нерукотворный рай,

Среди берёз и тополей

Храни тепло души моей,

Милее края в мире нет.

Живи и здравствуй сотни лет.

***

Наш город осень посетила

И первые её шаги

Увидели в окошко мы.

Позолотила у березы

Её зелёненький наряд,

И клёны, что растут у дома

Мы смотрим яркие стоят,

Багряные и золотые,

Пурпурные все расписные

Ещё не сбросили наряд,

Стоят, как будто на парад.

Рябины гроздья покраснели,

Осинок листья пожелтели,

Прекрасна Брянская земля

В любое время знаю я.

-беседы:

о деревьях и растениях: «О берёзе», «О клёне», «О рябине», «О дубе», «Тайны Брянского леса», «Как поливать растения зимой» и др.,

о насекомых: «Не троньте бабочку», «Муравьинный домик»,

о птицах: «Снегири на ветках», «Совушка, сова – большая голова».;

о временах года: «Почему в народе говорят так: «Сентябрь – хмурень, ленивых не прощает» и др.

- пословицы и поговорки

-чистоговорки

- песни

- рассказы и сказки о природе и животных

Во время ООД и в режимных моментах акцентрировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи : сначала уже знакомых им, а затем и новых. Антонимические и синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективность показать разные значения многозначного слова.

Увеличение активного словаря создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания,точнее излагать мысли. В речи детей все чаще появляются прилагательные,которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений,начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, волчья лапа и т. д.). Все шире ребенок использует наречия, обобщающие слова.

Мини-музей «Чем богата Брянская земля»

Цель:

-расширять знания детей о природе Брянской области и ее богатстве,

Задачи:

-расширять представления детей о природных комплексах г. Брянска (парках, скверах, аллеях)

-закреплять понимание детьми значений слов : парк, сквер, аллея,газон, клумба, сад, лес и т. д.

-развивать связную речь

-воспитывать любовь к природе,стремление содержать в чистоте наш город, приумножать его природные богатства,участвовать в озеленении города.

В группе используются игры природоведческого содержания :

- настольно-печатные: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Мир животных», «Кто где живет?», «Кого везут в зоопарк?», «Собери букет», «Кто как друг другу помогает?», «Что здесь можно, что нельзя?», «Что вначале, что потом?», «Такие разные птицы», «Расскажи о …», «Кроссворды»

- подвижные игры со словами

- сюжетно-ролевые игры

- театрализованные игры

Изготовлены дидактические пособия:

- мнемотаблицы,

- планы-схемы для составления предложений и описательных рассказов.

Положительная динамика развития словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой родного края

Выводы:

В ходе проделанной работы следует отметить, что использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания, оформление альбомов о родном крае, мини-музея «Чем богата Брянская земля»,экологических игр и пособий, проведение экологических проектов, знакомства с экологической тропой ДОУ оказали положительное воздействие на развитие речи детей с ОНР, способствовали обогащению и активизации словаря в связной речи, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя языка, закреплению речевых умений и навыков.

Перспектива развития словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края

Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромная ее роль в умственном и речевом развитии дошкольников с ОНР. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольников и эстетических переживаний ребенка. В процессе созерцания природы ребенок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещенности в разные периоды дня, сезона и т. д. Но всё это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.

Публикации по теме:

Обобщение опыта «Развитие математических способностей детей 3–4 лет через игровую деятельность» Игры: Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Выделение части группы.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной.

Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора» Духовно – нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:.

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно,.

Ознакомление детей с природой родного края: задачи и методы Ознакомление детей с природой родного края. «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих.

Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края. Южный Урал» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Проект «Ознакомление детей.

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей» Проблема взаимосвязи человека с природой имела и имеет место всегда. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе,.

Образовательный квест «Птицы родного края». Презентация. Из опыта работы [b]Образовательный квест «Птицы родного края»[/b] В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно.

Повышение мастерства воспитателей посредством активизации деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного края Выступление на педагогическом совете Тема: «Повышение профессионального мастерства воспитателей через активизацию познавательно-исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края»
Опубликовано: 4 октября 2018 в 23:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД