Обобщение опыта работы по инновационной деятельности

Юлия Винокурова
Обобщение опыта работы по инновационной деятельности

Наш детский сад работает по приоритетному направлению развития: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста». В рамках реализации данного направления и для достижения эффективности формирования культурно – гигиенических навыков нами (воспитателями І младшей группы) в этом учебном году был разработан проект «Формирование культурно – гигиенических навыков с помощью художественно – эстетического развития», который включает работу по данной теме во всех направлениях обучения и воспитания. В целях реализации данного проекта все сведения по гигиене прививаются как на занятиях, которые проходят в игровой форме и представляют собой дидактическую игру, так и в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить с помощью использования в работе художественной литературы, т. к. в дошкольном возрасте художественное слово имеет значимое влияние на сознание ребёнка. Посредством художественного слова малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в раннем и младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были активными участниками всего процесса, а не пассивными наблюдателями.

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т. д.

Ребенку, чтобы овладеть этими навыками требуется много усилий. Для малыша это очень непросто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, зашнуровать ботинки – шнурки все время путаются, застегнуть пуговицу – она не как не попадает в петлю! А взрослые предъявляют много требований.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки -одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознает.

Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.

По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. Усвоенные культурно – бытовые навыки обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.

Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор– сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Мы стараемся использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов.

Например:

во время умывания можно прочитать детям:

«Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико»

Для пробуждения:

«Солнце светит: Где тут дети?

На подушке, на простынке.

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!»

Одевая малыша, можно прочитать:

«Застегнём застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки»

Для чтения перед завтраком:

«У пушистой белочки

Орехи на тарелочке.

У котёнка и щенка

Два стакана молока,

У мышонка вкусный сыр,

У лисы густой кефир.

У зайчат печенье,

У пчелы варенье.

А в тарелку нашу

Мы положим кашу!»

Во время приёма пищи:

«Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!»

«Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно.

Только с чистыми руками

Мы за стол садимся сами.

Ложкой-вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча, весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!»

Перед сном:

«Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Наших деток усыплять.»

Для знакомства с телом подойдут такие потешки:

«Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки – все хватать-хватать.»

«Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики»

Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Именно поэтому мы предлагаем Вам в повседневной жизни, общаясь с малышом, использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.

Не менее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков является художественное слово, которое не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе — понимании правил и норм морали.

При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно, его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка. Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания, и обучения. Это следующие задачи:

— создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к бытовым процессам;

— подчеркивание их эстетики, красоты;

— ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;

— создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;

— мотивированная оценка поведения ребенка;

— побуждение его к активности и самостоятельности и др.

Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и другие перечисленные выше задачи, но соотношение их в определенной ситуации различно.

Перейдем к описанию перечисленных выше задач. Во-первых, это создание и поддержание положительного эмоционального отношения к режимным процессам, интереса к ним. Первоначально они протекают как совместная деятельность ребенка и взрослого, и чем младше ребенок, тем более значительна роль взрослого в ходе бытового процесса. Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся: "Теплую водичку льем на нашу птичку", "Сердце бьется шибко. Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка!" (Благинина "Аленушка").

Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью. С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретают сходство с игрой: воду для купания принес Егорка (И. Токмакова "Тили- тили"); помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка (В. Бардадым "Как Галю одевали"); собачка ест в плошке, а дочурка с ложки (Г. Лагздынь "Ешь, собачка!").

Конечно, нельзя превращать прием пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто "превратить" пирожок в румяный теплоход, а заставить его действовать соответствующим образом — он плывет прямо в рот. (Р. Куликова "Румяный теплоход"). Укладывая спать, рассказать малышу в стихотворной форме про усни-траву (И. Токмакова "Усни-трава", серого сонного слона, который заслоняет ночью окно (И. Токмакова "Сонный слон"). Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый.

Малыш чувствителен к красоте. Пусть он увидит эстетическую привлекательность повседневных ситуаций и предметов, в них включенных. Это вызовет у него желание действовать, создаст и поддержит интерес к бытовому процессу. Кто же откажется пить чай, когда "тортом хвастается блюдо", чашки в ситцевых платьях водят хоровод, а сам яркий, жаркий чайник приглашает в "гости к чаю" (Г. Ляховицкая "Почаевничаем?"? Или другой пример. Ежедневно повторяющаяся ситуация; стол накрыт к обеду; "На столах салфетки — розовые клетки. Рядом чашка с петухом. Вкусно пахнет молоком. Блинчики, варенье! Просто объеденье!" (Г. Лагздынь "Просто объеденье"). И в итоге — создан положительный эмоциональный тон, хорошее настроение на весь день. А утром так важно, чтобы ребенок почувствовал, "как это приятно — проснуться и встать, и синее небо в окне увидать"; понял, "что утро и солнце прекраснее сна!" (И. Мазнин "Утренние стихи"). Пусть с помощью художественного слова малыш каждый день делает небольшие, но очень важные для него открытия. Тогда каждый день будет приносить ему что-то новое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычное в повседневном. Так постепенно формируется поэтически внимательный взгляд на мир и на такие обыденные бытовые процессы, появляется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Интерес ребенка к этим режимным процессам, которые повторяются ежедневно и по нескольку раз в день, поддерживаются через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Так, они привлекают внимание малыша к частям его тела, уточняя и расширяя тем самым его представление о самом себе: "Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки" (Г, Лагздынь "Ладушки"); "Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?. " (Г, Лагздынь "Умываемся").

Называние в стихотворной форме действий ребенка помогает их осознанию: "Доченька проснулась, сладко потянулась, полежала, полежала да и улыбнулась" (Е. Благинина "Аленушка"); "Машенька помоется, причешется, оденется" (С. Капутикян "Хлюп-хлюп").

С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают. Например, малышу трех лет, конечно, интересно будет узнать, что каша "сделана" из гречки, которая варилась в печке (3. Александрова "Вкусная каша"). Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Причем стихотворения рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко малышу и поэтому легко запоминается. Здесь же расширяются представ-ления ребенка о предметах. Они выступают в многообразии своих свойств, качеств и признаков, Например, "мыло душистое, белое, мылкое" (Я. Аким "Мыло"); водичка булькает и пенится (С. Капутикян"Хлюп-хлюп"). Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро "худеет" мыло, если каждый день мыть руки (Р. Сеф "Мыло"). Таким образом, художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.

С ее помощью решается и другая задача — выдвижение требований и их обоснование. С опорой на художественное слово ребенку легче принять и выполнить требование взрослого, например "вымой руки", подчинить ему свое поведение, так как стихотворение снимает открытый дидактизм этого требования. Таким образом, с помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой, но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво, не подавляя самостоятельность ребенка, а открывая простор для его собственной инициативы. Так стихотворение внушает малышу скрытое требование. А он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.

С помощью художественной литературы можно выдвигать и открытое требование. Но и тогда оно не воспринимается ребенком как чуждое, навязанное. Особенно если это требование исходит как бы не от взрослого, а, например, от солнышка: "Ярко солнышко горит, спать Галинке не велит" (А. Прокофьев "Утром", от погремушки: "Ты, игрушка, погреми, нашу дочку подними!" (Г, Лагздынь "Погремушки") — или от сказочного персонажа — гнома, который советует почаще мыть уши (И. Токмакова "Гном"). Благодаря введению в бытовые процессы подобных персонажей создается необычная, почти фантастическая ситуация, вызывающая бодрое настроение, смех. И ребенок с радостью выполняет то, что от него ждет взрослый. Постепенно ребенок подходит к осознанию общественных правил поведения, нравственных норм, которые лежат в основе культурно-гигиенических навыков. И это составляет еще одну задачу, которая решается с помощью художественного слова.

Так малыш приходит к осознанию общественной значимости правил поведения и нравственных норм. Они начинают выступать для него регулятором взаимоотношений между людьми. Требования взрослого приобретают логическое обоснование. Ребенок уже понимает, что "надо, если даже лень, умываться каждый день!" (М. Г'азиев "Утром"); нужно рано просыпаться, не лежать долго в кровати, а вставать вместе с мамой и не лениться (О. Бедарев "Раным-рано").

Особое влияние оказывают на малыша стихотворения, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывает у него чувство гордости. Машенька проснулась и сама встала на ножки (А. Барто "Кто, кто?", девочка сама умывается (Г. Лагздынь "В кране булькает вода"). Следует показать ребенку, что мало все делать самому. Главное — это выполнить правильно, довести дело до конца. Нужно не только самостоятельно умываться, но и "заставить" мыло слушаться себя, хотя оно выскальзывает из рук, злится (Р. Куликова "Мыло"). Надо не только самому одеваться, но и уметь выбрать одежду по погоде, ухаживать за ней (В, Зайцев "Я одеться сам могу"). Так взрослый с помощью художественного слова побуждает малыша к активности, самостоятельности, инициативности. И чем разнообразнее формы их проявления, тем успешнее формируются культурно- гигиенические навыки. Поэтому использовать художественную литературу нужно не только при выполнении бытовых процессов, но и переносить ее в другие ситуации и виды деятельности.

Во-первых, включать в игру. Игра — самый привлекательный и важный вид деятельности для дошкольника. Сколько раз мама пела колыбельные песенки своей дочке, а теперь она сама ноет их своей любимой кукле. Добрые ласковые слова, которые говорила ей мама, она повторяет кукле, и тем самым как бы переносит отношение взрослых к себе на игрушку. Стимулировать этот перенос поможет стихотворение. Для этого можно выучить и инсценировать вместе с ребенком стихотворение А. Ахметкужина "Колыбельная для куклы". Или другой пример. Малыш уже знает, что неряхой быть плохо, нужно регулярно мыться. Тогда можно прочитать ему стихотворение JI. Склярской "Кукла Маринка" показать соответствующую игрушку, предложить помочь кукле отмыться. А потом включить другие игрушки в подобные ситуации. Играя с ними, малыш закрепляет усвоенные правила, лежащие в основе культурно-гигиенических навыков и самообслуживания. В этом случае он становится в позицию обучающего, передает знания игрушке (М. Газиев "Утром"). Так постепенно усвоенное правило распространяется на другие предметы, уточняется и обобщается: нужно следить за чистотой не только своего тела, но и окружающих предметов, помещений. Тогда получают развитие не только игровые мотивы и действия, но и навыки хозяйственно-бытового труда, формируются такие личностные качества, как аккуратность, бережное отношение к вещам и др. Во-вторых, беседовать по стихотворению с целью уточнения, обобщения представлений о правилах и нравственных нормах, связанных с культурно- гигиеническими навыкам.

В-третьих, включать стихотворения в изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию.

Таким образом, художественное слово органично включается в процесс формирования культурно-гигиенических навыков с учетом принципов вариативности и комплексности. Нет готовых рецептов использования литературных произведений. Да это и не нужно, поскольку каждый ребенок индивидуален, и заранее нельзя предусмотреть все ситуации, которые будут складываться в процессе его воспитания. Здесь уместно вспомнить слова известного педагога К. Д. Ушинского: "Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить". Мы рассмотрели значение культурно-гигиенических навыков, наиболее важные особенности их формирования, наметили общие линии использования художественной литературы в этом процессе. Решающее же слово остается за педагогами и родителями, которые непосредственно работают с ребенком. Главное, что необходимо помнить; воспитание — процесс творческий.

Использованные источники:

http://www.moysad6.com/index/opyt_raboty_vospitatelja_rushnovoj_very_gennadevny/0-104

http://prostatitusnet.ru/studentu/konsultatsiya-dlya-roditelei-rol-folklora-v-formirovanii-kulturno-gigienicheskih-navyko/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/16/vospitanie-kulturno-gigienicheskikh-navykov-u-detey

http://psychology-msk.ru/kursovaya-2/vypuskniku/pedagogicheskii-proekt-na-temu-vospitanie-kulturnogigienicheskikh-navykov-u-detei-mladshe/

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» 1 слайд Приветствие: Добрый денёчек! Дорогие коллегушки! Пришла.

Обобщение опыта работы «Дидактическая игра в сенсорном развитии детей раннего возраста» Слайд 3 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование.

Обобщение опыта работы «Огород на окне» в детском садуОбобщение опыта работы «Огород на окне» в детском саду Хочу поделиться опытом работы по организации огорода на окне в группе детского сада. Ежегодно проводится районный конкурс «Огород на окне».

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возрастаОбобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, принятым Государственной Думой 21.12.2012 года, дошкольное.

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в социальном учреждении Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью педагогической рекламы инновационной деятельности учреждения. В данном Сборнике.

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью педагогической рекламы инновационной деятельности учреждения. В данном Сборнике.

Обобщение опыта работы по экспериментально-исследовательской деятельности Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Обобщение опыта работы семейного клуба «Растём вместе»Обобщение опыта работы семейного клуба «Растём вместе» В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Как показывает практика, родители.

Обобщение работы социального учреждения по инновационной деятельности ПАСПОРТ воспитательно – реабилитационной (инновационной) деятельности воспитателей Е. А. Никулиной, В. Н. Дацук Воспитатель Никулина Елена.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Автор публикации:
Обобщение опыта работы по инновационной деятельности
Опубликовано: 15 октября 2016 в 22:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе «Зимние фантазии».
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе "Зимние фантазии". Воротникова Галина. Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить Вам фото отчёт о...
«О выборах хочу знать всё!»
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы. Воспитатель: Аверина Светлана Богдановна МДОУ «Детский сад № 10...