МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры»

Людмила Макаревич
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры»

Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу, что вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста в наше время особо актуален. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Публикация «Обобщение опыта работы по теме: „Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры“» размещена в разделах

Исходя из всего вышесказанного, я в своей работе решила применять дидактические игры нравственного содержания.

Следовательно, цель моей работы это - формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Для реализации моей цели были поставлены следующие задачи:

1. Воспитать и сформировать с раннего возраста культурно- гигиенические качества, самообслуживание ( ребенок должен самостоятельно обслуживать себя: умываться, раздеваться, одеваться, есть и т. д.);

2. Формировать навыки культурного поведения (правильно сидеть за столом, хорошо вести себя в общественных местах);

3. Формировать гуманные чувства, хорошие поступки, уважительно относиться к окружающим (здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой, не мешать играть другим детям и т. д.).

Свою работу по формированию нравственных качеств дошкольника посредством дидактической игры я начала с детьми второй младшей группы.

Базой для проведения работы стал «Детский сад компенсирующего вида №12» г. Сосногорска. Работа проводилась в течение трех лет.

В своей работе, как одним из условий формирования нравственных качеств, была создана развивающая среда, которая организовалась так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение по секторам позволяет детям объединяться группами по общим интересам. Обстановка групповых комнат содержит необходимые развивающие зоны и уголки для работы с детьми. В группе создана настоящая игровая цивилизация. Много разнообразного игрового материала приобретено и сделано руками воспитателей и родителей. Это традиционные игры : магазин, больница, парикмахерская. Так же в группе были подобранны дидактические игры на разнообразные тематики, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая игрушка», «Подбери посуду для куклы» и мн. др.

Так же в группе была организована зона нравственного развития, оформленная альбомами, уголками, содержащими материалы нравственного воспитания. Альбомы создавались воспитателем и родителями и содержали красочное оформление с целью привлечения внимания детей к их рассмотрению и активизации интереса детей к предстоящей деятельности. В этом же уголке были разнообразные материалы, стимулирующие познавательное развитие это: детские энциклопедии, иллюстрированные издания, плаката. В создании развивающей среды группы главным образом преследовалась цель: создание атмосферы домашнего тепла и уюта. Каждая возрастная группа, а это три возрастных группы (вторая младшая, средняя и старшая) соответствовала определенному оформлению.

Основным содержанием работы с детьми младшего возраста являлось усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Я использовала хорошо известные дидактические игры : «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рожденья Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Само название игр направляет внимание на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

В этом возрасте, прежде всего я пыталась вызвать у детей интерес к игре.

Я всегда наблюдала за поведением детей в процессе игры, за действиями, взаимоотношениями малышей, проявляла готовность прийти им на помощь в случае возникших затруднений, отмечала их поступки. Стремилась вызвать у малышей радость от взаимодействия в общей игре.

Наряду с этим я пыталась заинтересовать игрой с дидактическими игрушками и играми каждого ребенка, чтобы у одного вызвать удовлетворение от полученного результата, укрепить веру в себя, другого побудить справиться с более трудной задачей, третьему предоставить возможность проявить большую активность.

Дети стали на год старше. Так же как и на предыдущей возрастной ступени, воспитание нравственных чувств является важнейшей задачей, но у детей пятого года жизни чувства проявляются более активно и выражаются в сопереживания по поводу радости и огорчения сверстников, в стремлении прийти на помощь, в желании и готовности сделать хорошее для других.

В этом возрасте продолжается формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть совместно общими игрушками, регулярно участвовать в труде.

Я учила детей соблюдать правила культурного поведения в автобусе, в общественных местах, магазине, в гостях и т. д.

Так же на этом возрастном этапе основной задачей, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Основу идеального воспитания составляют начальные знания о нашей Родине. Эти сведения дети получают посредством дидактической игры, в беседах по заданной теме.

Именно в играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придается дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые моральные представления.

В этом возрасте я вовлекала в игру уже большее количество детей, увеличивалась и продолжительность самой игры. Дети становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них уже есть постоянные играм.

В этом возраста я использовала дидактические игры с предметами, такие как: «Новоселье куклы», «Магазин», «Театр», «Как мы выражаем свои чувства» и др. Так же я специально создавала ситуацию, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимание к окружающим, это отражалось в таких играх, как «Помоги другу», «Поделись с другом», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и др.

В старшей группе создаются более широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре. Это объясняется, прежде всего, углублением и расширением тематики детских игр. Игры становятся содержательнее. В них отображаются не только режимные моменты, но и различные занятия, прогулки, праздники, развлечения. Значительно увеличивается интерес детей к играм общественной тематикой. Дети увлеченно играют, подражая своим родителям.

В этом возрасте очень ярко проявляется взаимоотношение с взрослым и между детьми, именно по средствам дидактической игры.

Дети еще не умеют играть самостоятельно во все дидактические игры, но многие игры, типа, домино, лото, шашки и др., используются дошкольниками и оказывают благоприятное влияние на развитие организаторских способностей, умение объяснить, помощь товарищу. Но и здесь я не снимала контроль за играющими.

В старшей группе создаются более широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре. Это объясняется, прежде всего, углубление и расширением тематике детских игр. Типичные игры – «Улица»,

«Стройка», «Зоопарк», «Поездка в магазин» «Нарочно и нечаянно», «Учусь прощать», «Почему бывают драки?», «Зачем нужны правила?», «Мальчики и девочки» и др. (см. приложение перспективный план в старшей группе). Содержательнее становятся игры в «Семью», «Детский сад». В них отображаются не только режимные моменты, но и различные занятия, прогулки, праздники. Значительно увеличивается интерес детей к играм с общественной тематикой. Дети увлеченно играют, подражая своим родителям – шофер, врач, продавец и др.

Что касается уровня нравственного развития детей данного возраста, то можно сказать, что нравственные проявления детей пяти-шести лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка шестого года жизни. В развитии организационного поведения у детей наблюдается различие. Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро, доводят дело до конца, оказываю помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушения тех или иных норм порядка, стараются эти нарушения устранить. Другие испытывают из-за незнаний правил или отсутствия необходимых навыков затруднения при выполнении. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов воспитания, более тонкого их применения.

Изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок в большинстве случаев играет не один: «мирное соседство» перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми: товарищество и дружбу.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста ярко проявляются чувства привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общения, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать еще лучше.

Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств я вела вместе с родителями: сообщала им о достижениях и проблемах детей, консультировала их об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляла происхождение тормозящих развитие факторов, обучала самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры я использовала следующие методы:

• общие и групповые родительские собрания;

• консультации;

• посещения педагогом семей своих воспитанников;

• дни открытых дверей;

• папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещении и др.

С родителями проводилось знакомство с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, давались рекомендации о средствах формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умения сопереживать, стремления оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д., так же давались советы родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения нравственного содержания.

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях : индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, я получала возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Для того, чтобы лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом я изготовила папки-передвижки, консультации. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополнялся, иллюстрации заменялись новыми.

По результатам диагностики можно с уверенностью говорить, что проблема нравственности очень актуальна и ей необходимо уделять много времени. Делая вывод можно отметить, что в начале работы у детей второй младшей группы отмечался низкий уровень нравственного развития (а именно у 70%) проявлялось недоверие к окружающим, боязнь общения; контакты со сверстниками непродолжительные, частые конфликты. Так же наблюдались негативные реакции на просьбы взрослых: капризы, немотивированные требования. Общее эмоциональное состояние детей неустойчивое: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам и воспитателю. Дети выполняют действия с помощью взрослого, стремления к самостоятельности недостаточно выражены: ожидают помощи в освоении микропроцессов. Так же хочу отметить, что игры детей были однообразны и примитивны по содержанию. Дети воспроизводили одни и те же игровые действия, не пытаясь их обогатить. Использование предметов-заместителей вызывали затруднения. В совместных играх с воспитателем не инициативны. Затруднялись обозначить свою игровую роль. Участвуя в общих играх, организуемых воспитателем, проявляли неустойчивость в игровом общении: дружеское отношения сменялось конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.

Уже к середине учебного года 50% детей принимали активное участие в играх. Спокойно играют рядом с детьми, а так же вступали в общение по поводу игрушек. Сохраняли преобладающее эмоционально- положительное настроение, быстро преодолевали негативные состояния, стремились к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий. У детей появилось стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. Игровые действия уже разнообразны. Дети охотно играют с воспитателем, воспроизводят в самостоятельных играх игровые действия и речь воспитателя. Принимают предложение к использованию в игре предметов-заместителей. С интересом наблюдают за игровыми действиями других детей, включаются в игру со сверстниками, но испытывают трудности в согласовании игровых действий. Называют свою игровую роль.

И к концу года у большинства (80%) детей наблюдается высокий уровень. Дети проявляли активность в общении с окружающими, охотно включались в совместную игровую деятельность. Самостоятельно воспроизводили некоторые формы культурного поведения, понимают правильное поведения в группе, на улице. Отношение к сверстникам дружелюбное. Способны по своей инициативе проявлять сочувствие.

Анализируя итоги своей работы, я пришла к выводу, что нравственное воспитание детей данного возраста достигло хороших результатов.

Анализируя данные результатов диагностики в старшей группе, я пришла к выводу, что в реализации сформированных мною задач по развитию нравственного, воспитанию у детей дошкольного возраста, я достигла хороших результатов за период своей педагогической деятельности.

Теперь с уверенностью можно сказать, что в свою работу я внесла много времени. Я добилась высоких результатов, все поставленные задачи были решены мной в процессе всей трёх годовой работы.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы) Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики по формированию доброжелательных взаимоотношений детей старшего.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Тема: «Использование парциальной программы «Дорогой добра» для развития нравственных качеств у детей среднего возраста в соответствии с.

Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику» Авторская идея в моей педагогической практике «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздниковВоспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздников «… Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 09:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД